06.05.2017 8898

Человек с неограниченными возможностями или родитель-инвалид?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Михаил Войцеховский.jpgТема детей-инвалидов давно на слуху. Она обсуждается со всех сторон: причины рождения, потребности, социальная помощь, медицинская специфика. Однако дети растут и в определенный период тоже становятся родителями-инвалидами, взрослыми детьми с ограниченными возможностями, принимающими на себя ответственность за новую жизнь. Чем ограничены эти возможности и какие вопросы в действительности становятся наиболее острыми в отношениях детей и родителей в таких семьях, рассказывает Михаил Войцеховский, незрячий отец подростка.

Помочь или навредить?

Помочь или навредить?

— Михаил, первый вопрос на социальную тему: насколько нужна помощь от государства или окружающих в семейных отношениях? Или, другими словами, насколько обоснованы опасения людей с теми или иными проявлениями инвалидности о своей состоятельности как родителей и уверенность других людей в необходимости им помогать?

— Вообще потребность помогать инвалидам — это наша культурная особенность. У нас считается, что окружающие всегда лучше нас самих знают, кому и как причинять помощь. И порой проще эту помощь принять, чем объяснить, что ты в ней не нуждаешься.

Это касается, конечно, простых ситуаций, например, при переводе слепого через дорогу. В Германии в такой ситуации, к примеру, будут ждать просьбы помочь, во Франции спросят сами, нужна ли поддержка, ну а у нас переведут. Понятно, что при этом необходимых форм помощи от государства можно добиваться годами и проще все делать самостоятельно.

В семье также: каждая семья выстраивает свою схему отношений, порой уникальную для конкретных людей. Взять, к примеру, династии музыкантов, со стороны их темы для разговоров, способы проводить свободное время совершенно не вписываются в обычную рутину среднестатистического человека. Но с инвалидами это почему-то считается неправильным, появляются мысли о том, как помочь родителю с инвалидностью воспитать «правильного» ребенка, то есть как создать в отдельной семье какую-то стандартную ячейку общества. А это не нужно.

Мы не воспринимаем инаковость: если человек другой, не похож на нас, действует по-другому, то надо ему объяснить и помочь стать таким же, как мы. Или же замаскировать отличия, пусть сидит дома, или ведет себя «прилично» или еще что. Это некий биологический процесс сохранения генов, видимо, но в современном обществе он уже не работает. Да и чем больше разнообразных людей, тем лучше для человечества в целом.

Личный опыт
Марк Собжак, Нидерланды
Марк Собжак, Нидерланды

У меня в детстве был друг, совершенно слепой, из семьи глухонемых родителей. Обычный ребенок, только не во все игры нам удавалось играть, зато он придумывал свои особые вариации. И, несмотря на такие значительные отклонения, никто не задавался вопросом, как его воспитывают или надо ли изымать незрячего ребенка у глухонемых родителей. В семье был свой метод коммуникации: тактильные знаки, прикосновения, свой метод решения проблем.

Когда мы начинаем думать о ком-то, как об отличающемся от нас человеке, требующем особого подхода, начинается процесс стигматизации. Мы навешиваем ярлык и пытаемся думать, а порой и действовать по своему разумению, хотя чаще всего на своей позиции невозможно понять, что именно нужно конкретному человеку. Чтобы понимать инвалидность, надо понимать ее изнутри, быть в этом положении или узнавать напрямую, какой тип помощи актуален для данной семьи.

А тот мальчик вырос и, несмотря на свою семейную историю, стал музыкантом-органистом. Его родители приходили на концерты и «слушали» музыку, ощущая проходящую сквозь тело вибрацию.

Особенности особенных родителей и их влияние на детей

Особенности особенных родителей и их влияние на детей

— То есть бездумная помощь со стороны скорее выглядит интервенцией. Но есть же какие-то трудности, которые приходится преодолевать в процессе родительства?

— Во-первых, быть родителем вообще непросто, причем с самого начала, и особенно мужчине. Для мужчины рождение первого ребенка — переустройство мировоззрения, он эгоцентричен по натуре своей, а тут центр внимания смещается на кого-то еще. Надо внутренне перестроиться, и, по опыту, рождение младенца — это травмирующее событие, как ни странно, сильный стресс для мужчины. Это новый член семьи, которого при всем желании нельзя игнорировать. Посторонних людей можно принимать или не принимать, с ребенком не взаимодействовать невозможно.

Но есть, конечно, своя специфика, причем разнообразнейшая. Врожденно глухие люди, например, пользующиеся языком жестов. В этом языке, который используется для общения с растущим ребенком, абстракция отсутствует. Но кто сказал, что это плохо?

Во-первых, отсутствие возможности сообщить название абстрактного понятия или этического термина не означает отсутствия морали и этики, и правила поведения. Одобрение или порицание поступков транслируются от взрослого к ребенку без использования специфических понятий.

Во-вторых, это не такая уж ужасная вещь: невозможность насаждать ребенку свои догмы и представления о том, что и как должно происходить в жизни. Вырастая, человек выстраивает свои принципы и понятия, основываясь на своем опыте, и от того, что мы будем ему вербально насаждать (зачастую действуя совершенно противоположным образом, например, запрещая курить с сигаретой в руках), может возникнуть как раз противоположный эффект.

У слепых, если в паре оба взрослых незрячие, гораздо более самостоятельные дети: родители не могут их контролировать в том объеме, в котором бы они хотели или в каком хотелось бы самому ребенку. Например, проверить задани