Играя, дети познают мир, учатся мыслить, начинают творить, проигрывают многие жизненные сцены. Развитие ребёнка напрямую связано с игрушками, которые ему покупают родители. Проблема заключается в том, что многие подходят к выбору игрушек, исходя из своих предпочтений. Ценят яркость, броскость, технологичность игрушек. Свою лепту вносят реклама и модные тенденции. В результате малыш занимается новой игрушкой очень небольшое время, потом она ему надоедает, и родители объясняют такое поведение ребёнка избалованностью и капризами.
Какие игрушки полезнее в раннем возрасте
Модные интерактивные игрушки не помогают развитию фантазии и творческих способностей детей. Музыкальные телефоны, говорящие куклы и мягкие игрушки, детские планшеты способны занять малыша на короткий срок. Многочисленные кнопки, ручки, произносимые фразы ограничивают возможность придумать варианты игры с ними, все сводится лишь к восприятию предмета и нажиманию кнопок. Надежды родителей, что сложные технические новшества научат детей буквам, цифрам, помогут их развитию, довольно безосновательны. Максимум, на что они способны, — это отвлечь ребёнка на время и дать родителям передохнуть.
Ранний возраст — это тот период, когда самые полезные игрушки — это простые традиционные куклы, солдатики, машинки, детская посуда, мягкие игрушки. Они позволяют детям создавать свой воображаемый мир, населять его придуманными героями, сочинять истории, проигрывать различные бытовые ситуации.
Развитие ребёнка происходит постепенно и последовательно, для каждого возраста требуются свои развивающие игрушки.
Полезные игрушки для малышей от 1 до 3 лет
Маленькие дети еще не могут долго заниматься одним делом, они достаточно активны и неусидчивы. Им требуются разнообразные новые впечатления. Игрушки для этого возраста должны развивать мелкую моторику, тренировать координацию движений, прививать начальные навыки самообслуживания. Малышу нужно купить или изготовить для него следующие игрушки:
- пирамидку — сначала крупную, а затем мелкую;
- кубики — крупные мягкие, обшитые тканью, их можно ставить друг на друга, а можно бросать, как мячик;
- матрешку — ее можно собирать, разбирать, сравнивать размеры;
- бубен, барабан, дудочку — изучать звуки, учиться самостоятельно извлекать звуки из музыкальных инструментов;
- машинку простую грузовую — перевозить кубик, куклу;
- пластилин, не липнущий к пальчикам, карандаши.
Для развития навыков самообслуживания можно купить куклу, мягкую игрушку. Куклу укладывают спать, кормят, купают. Ближе к 3 годам среди пупсов и мишек появляются любимые игрушки, с которыми дети долго не расстаются.
В последние годы появилась новая развивающая игрушка для самых маленьких — бизиборд. Это целый комплекс маленьких замочков, выключателей, кнопочек, лабиринтов, прищепок, ленточек, трубочек. Все они расположены на одной доске и позволяют ребёнку развивать мелкую моторику. Все предметы можно нажимать, развязывать, крутить, открывать. Это прекрасная тренировка для пальчиков, стимулирующая развитие речи и интеллекта.
Малыш с большим увлечением осваивает эту игру, она завораживает его внимание надолго, в то время как другие игрушки быстро надоедают. Бизиборд также полезен для развития сенсорики. Выключатели и шпингалеты знакомят кроху с простыми бытовыми приборами.
Существуют целые бизидомики, где развивающие доски сложены в виде небольшого домика, с которым интересно играть и девочкам и мальчикам. При наличии небольших навыков и желания у взрослого такие доски и домики несложно сделать самим.
Игрушки для ребёнка от 3 до 5 лет
В возрасте трех лет дети уже умеют разговаривать и способны к несложным ролевым играм: в куклы, больницу, магазин. Для этого им понадобятся несколько кукол и игрушечных животных для изображения мамы и детей, наборы для тематических игр. Для мальчиков нужны машинки различных видов, самолет, поезд.
Развитию творческих способностей ребёнка помогут пластилин или тесто для лепки, карандаши. Лепить и рисовать в этом возрасте можно простые предметы, окружающие ребёнка, или известных животных. Эти творческие занятия полезны для развития моторики рук, для пространственных представлений ребёнка.
Для выработки усидчивости, концентрации внимания необходимы конструкторы, мозаики, пазлы. Они развивают мышление, обогащают знания.
Детки этого возраста очень активны, им требуется движение, бег, прыжки. Физическая активность не только развивает двигательные навыки, но и снимает напряжение, позволяет выплеснуть агрессию и негативные эмоции. Поэтому ребёнок обязательно должен иметь возможность играть с мячами, набором солдатиков, водяными пистолетами.
Малыши этого возраста с удовольствием рассматривают книги с яркими крупными картинками, любят, когда им читают сказки и рассказывают истории. Это расширяет их познания об окружающем мире.
Игрушки для детей постарше
Вместе со взрослением ребёнка развивается воображение, усложняются сюжеты игр, дети уже умеют играть друг с другом, договариваться, распределять роли в игре. Во дворе они строят сложные замки из песка, дома играют в настольные игры. Им необходимы конструкторы и пазлы из большого количества деталей.
В качестве познавательных игрушек детям постарше можно предложить уже неиспользуемые бытовые приборы — будильник, замок с ключом, фонарик. Малышам интересно будет собирать и разбирать настоящие вещи, узнавать, как они работают. В любом возрасте ребёнку полезно рисование, оно благотворно влияет на развитие интеллекта.
Хорошие, проверенные временем детские книги сначала надо читать вслух малышу, а когда он научится читать сам, родители должны поддерживать привычку к чтению, стимулировать интерес к книгам.
К 10-летнему возрасту ребёнок уже проявляет особенности характера, склонности и интересы. Игрушки в этом возрасте должны способствовать развитию его личности, пробуждающимся талантам и умениям. Хорошим подарком в этом возрасте станут наборы для экспериментов «Юный физик», «Юный химик». Девочки могут заинтересоваться наборами для рукоделия: бисероплетением, макраме, плетением из тонких резинок, лепки посуды из глины. Для любимой игры девочек во все времена в дочки-матери необходимы куклы.
Чтобы малыш больше двигался, не сидел у телевизора и компьютера, ему необходимо предложить самокат, роликовые коньки, велосипед.
В 10-летнем возрасте дети играют без помощи взрослых, сами или с другими детьми. Задача родителей — помочь ребёнку понять себя, свои желания и склонности. Нужно предложить ему игрушки, способствующие его развитию, физическому и интеллектуальному росту.