Ребёнок в семье — это маленький человек, который всецело зависит от родителей. Эта зависимость ему жизненно необходима. С помощью эмоциональной связи с матерью и отцом или фигурами, заменяющими их, дети учатся жить в семье и обществе — общаться, строить отношения, ссориться и мириться, любить, выражать отрицательные чувства.
Процессы воспитания могут заставить родителей задуматься над тем, каким должен и не должен быть их ребёнок, отталкиваясь от ожиданий, психологического климата, характеров матери и отца. Задумываться над этим важно и полезно для того, чтобы увидеть ресурсы для развития личности детей и предупредить возможные риски.
Что в проявлении и характере ребёнка должно вызвать тревогу у взрослых, рассказано в этой статье.
На кого похож ребёнок?
Когда родители задумываются, на кого по характеру похож ребёнок — маму, папу, бабушку или дедушку — это вызывает у них определенные ожидания и возможно, опасения. Они могут не хотеть, чтобы дети походили на кого-то из родственников, или наоборот, стремятся развить в них те качества личности, которые их привлекают и будут полезными — как они думают — детям.
Такое отношение затрудняет процесс воспитания и усложняет отношения с детьми. Ребёнок рождается отдельной личностью, с уникальным набором свойств и качеств характера и ждать от него то, что ему не характерно от природы — значит сопротивляться естественному развитию психики и организма. Лучшее, что могут сделать родители, воспитывая ребёнка, не считая любви, внимания и заботы, это создать ему условия для полноценного развития качеств личности и талантов, заложенных в нем природой.
Поэтому, когда взрослые видят, что ребёнок развивается в соответствии со своими потребностями, его интеллектуальный уровень соответствует возрасту, а эмоции выражаются вовремя и конструктивно, они могут не тревожиться о том, каким еще должен быть ребёнок, чтобы расти счастливым и здоровым.
Ребёнок не должен страдать от нарушений психики
Какими дети точно не должны быть? Демонстрировать такое поведение, которое будет вызывать у родителей опасения за их психическое или физическое здоровье. Наличие страхов — темноты, одиночества, людей, животных и других — могут свидетельствовать о наличии психологической травмы. Если дети кричат по ночам, подолгу не отпускают взрослых от себя, отказываются от еды, их общее состояние является подавленным, это повод «забить тревогу», понять, что послужило началу такого поведения и, возможно, показать ребёнка психологу.
Дети не должны отказываться от пищи вплоть до истощения, закатывать истерики так яростно и часто, что нормальное общение в семье просто перестает существовать.
Агрессивные проявления в ребёнке также должны насторожить родителей, когда они ярко выражены. Все дети конфликтуют друг с другом, и это может считаться нормальным, когда они не причиняют серьезного физического вреда себе или другим, не отказываются от общения вообще, сменяют «гнев на милость» — то есть могут сильно поругаться, но потом также быстро помириться, забыть про ссору и быть снова активными и жизнерадостными.
Ребёнок точно не должен быть агрессивен настолько, что не в силах справиться со своими эмоциями — криками и слезами доводит себя до нервного истощения, крушит и ломает вещи, не контролирует силу гнева или наносит увечья себе — режет руки, рвет волосы.
Подавленная агрессия также не должна иметь место в жизни детей. Обычно она проявляется, когда в семье ребёнку не позволяется выражать отрицательные чувства — плакать, когда ему больно или обидно, отстаивать и защищать себя.
Родители должны понять, что агрессия, как чувство, имеет под собой причины и должна быть выражена. Когда этого не происходит, она «выливается» во внешний мир необъективными способами — дети могут начать бить или мучить животных, обижать тех, кто младше их, «тихо» ненавидеть родителей, манипулировать ими. Чтобы этого не случилось, нельзя запрещать ребёнку злиться, когда что-то в его жизни вызывает это чувство.
Принимать ребёнка любым, помогать ему справляться со стрессом эффективными способами — важная часть воспитания, которую должны освоить родители.
Дети не должны нарушать установленные границы
Для сохранения спокойствия всей семьи и полноценного развития ребёнка, взрослые должны устанавливать в семье правила и границы, а дети не должны их нарушать. Это значит, что твердое «нет» матери или отца, ребёнок должен понимать только так, а не иначе и не искать способы манипулирования родителями. В обратном случае ребёнок становится уязвимым, особенно, если он еще дошкольник, потому что не будет чувствовать защищенности и силы взрослых.
Ребёнок не должен быть одиноким
Дети ощущают одиночество, когда в семье им не оказывают необходимого внимания или поддержки, не понимают, осуждают привычки, часто критикуют и очень редко хвалят. Понять, что такое поведение взрослых причиняет детям боль и попытаться поменять его можно, если родители осознают всю ценность общения с детьми — искреннюю, безусловную, участливую. В силу занятости и активности современной жизни мать и отец не всегда могут уделять детям столько внимания, сколько им требуется. Тогда можно делать это, опираясь не на количество свободного времени, а больше на качество.
Интересуйтесь важными делами ребёнка: по телефону или дома за ужином, будьте в курсе того, что он любит, что привлекает его внимание, что нового он узнал. Старайтесь проводить вместе хотя бы один выходной в неделю и так, как того хочет ребёнок: пусть это будет давно запланированная прогулка, совместная игра, новое увлечение или просто веселая болтовня не о чем. Так ребёнок не будет чувствовать, что он один в семье, где есть мама и папа.
Рекомендации родителям
Для того, что родители могли видеть, что их дети растут счастливыми, болезни и трудности, которые иногда приходят к ним, не становятся несчастьем, им следует знать, какими точно не должны быть дети.
Они не должны быть несчастными от того, что взрослые не могут наладить отношения в семье. Дети не должны брать ответственность за чувства других людей, особенно, старших по возрасту. Дети не должны ощущать себя виноватыми за то, что мама или папа не сдержались и несправедливо наказали их, или так сильно разозлились, что теперь чувствуют себя плохо.
Также детям вредно быть взрослыми «не по годам», выполнять обязанности других людей.
Ребёнок не должен быть для родителей «способом», который сохраняет их брак, «средством» манипулирования друг другом. Подобные роли, которые дети иногда вынуждены играть в семье, делают их несчастными. Родители могут помочь детям, если будут внимательно прислушиваться к детским потребностям, принимать и понимать детей, а также работать над развитием их талантов.