Представьте, что вы стоите на причале, а ваш ребёнок тонет в воде. Вы звоните в различные службы, ждете спасателей, лодку, жилет, круг, а рядом с вами лежит веревка. Но бросить эту веревку ребёнку вам запрещает правительство, она, мол, недостаточно проверена на прочность. А ребёнок продолжает тонуть...
Именно так объясняют методику хелирования родителям детей с аутизмом. У ребёнка расстройство аутичного спектра, а вы, мама/папа, ждете какой-то помощи. Вместо того, чтобы при помощи хелатов (той самой «веревки, лежащей рядом») хотя бы подтянуть его ближе к берегу. MedAboutMe рассказывает о методике лечения РАС, оценивает прочность «веревки» и стоит ли за нее хвататься в таком отчаянном положении.
Каждый десятый ребёнок в США получал добавки к питанию
За первое десятилетие XXI века каждый десятый ребёнок с РАС в США прошел через хелирование, процесс детоксикации организма от тяжелых металлов. В основном виновником аутизма сторонники хелирования называют ртуть. Вдыхаемые пары ртути, прививки с консервантами, пломбы с амальгамой, жизнь в крупных городах и вблизи производств неизбежно приводят к накоплению тяжелых металлов в организме. Так, по мнению авторов терапии, развивается аутизм.
Сегодня уже существуют методы исследований, благодаря которым у двухмесячных детей можно с уверенностью исключить развитие РАС, а у восьмимесячных — с осторожностью подтвердить. Ученые говорят о генетическом нарушении, изменении мозговой активности, структурной разнице головного мозга. Таким образом, теория о том, что аутизм — это следствие накопления в детском организме тяжелых металлов, не подтверждается. За первые месяцы скопить значимое количество ртути, свинца и т. д. невозможно.
Сторонники хелирования, однако, утверждают, что накапливаться и влиять тяжелые металлы начинают еще во время внутриутробного развития. Пломбы у матери, экология, вредные условия труда, некачественные продукты питания и предметы обстановки начинают отравлять материнский организм задолго до беременности.
К сожалению, доля правды в этом есть. Так, в одном из последних исследований подтверждена связь между проживанием матери в районах, которые часто обрабатываются пестицидами, и более высоким количеством случаев РАС у детей. С другой стороны, у детей, которые рождаются в таких областях, повышен уровень большинства патологий и заболеваний, точно также, как и у взрослых.
Хелированием называют процесс вывода из тела человека тяжелых металлов. Ребёнок или взрослый принимает спектр особых препаратов, которые могут связывать и выводить тяжелые металлы из тканей организма. Считается, что расстройство аутичного спектра особенно хорошо поддается подобной терапии, а причиной связи РАС и отравления называют схожую симптоматику.
К симптомам отравления парами ртути относят:
- повторяющиеся, бессмысленные, странные телодвижения (стимы);
- дисфункцию сенсорной интеграции;
- пониженное выражение эмоций, искаженный эмоциональный фон;
- затруднения в коммуникации и т. д.
Похоже на проявления РАС? Несомненно. Однако среди симптоматики отравления ртутью это — далеко не первые, не обязательные и не самые явные признаки. Ртуть действительно отравляет организм и вызывает патологии органов, точно также, как и другие тяжелые металлы. Небольшого списка схожих проявлений недостаточно, чтобы делать вывод о причине аутизма.
Чтобы выявить причину научным методом и действительно предъявить «виновника» аутизма, накопленные тяжелые металлы в теле ребёнка, DAN-доктора (специалисты по хелированию, подбору курса хелатов) назначают анализы. Чаще всего родителям рекомендуется отправлять волосы ребёнка в лабораторию, где спектральный анализ выявляет содержание различных металлов и примесей. Может исследоваться также моча и другие биологические жидкости, но анализ волос — база составления курса хелирования при аутизме.
Результаты анализов могут быть противоречивыми, и на все у основателей методики есть объяснение. У некоторых детей показатели тяжелых металлов в несколько раз превышают допустимые пределы, и это повод для хелирования.
У других детей показатели довольно низкие. И это трактуют, как неспособность их организма справиться с выводом тяжелых металлов. Это — тоже повод для хелирования!
Некоторые скептически настроенные родители отправляли в лаборатории и свои волосы для анализа. Результатами они делятся на форуме детей с РАС: у всех родителей есть повод пройти курс хелирования, даже у приемных. Их показатели также далеки от идеала, как детские. Вывод: стоит ли верить подобным анализам?
Однако значительная часть родителей детей с РАС поверила создателям методики: причина аутизма казалось ясной, курс лечения — хотя и непростым, но многообещающим. А отзывы о хелировании от тех, кто выдержал терапию вместе с ребёнком, звучали чудесно. Дети начинали контактировать, «возвращаться к реальности», устанавливать глазной контакт, обучались звукам, словам, проходила аллергия, расширялся рацион продуктов. В общем, результат был налицо.
Так было вначале. Потом появился и негатив: отзывов стало больше, случаи отсутствия эффекта, начала болезней, связанных с приемом добавок, накапливались. Вплоть до смерти пятилетнего ребёнка, которая наступила из-за применения хелатов.
Химические соединения, используемые в методике хелирования, при применении вызывают потенциально серьезные побочные эффекты:
- повышенную температуру, лихорадочное состояние;
- тошноту и рвоту;
- снижение кровяного давления;
- аритмию сердечных сокращений;
- недостаточность кальция, приводящую к остановке сердца.
В США были попытки проведения клинических исследований для подтверждения или опровержения данных об эффективности хелирования. Однако они были остановлены из-за высокой опасности опытов с данными соединениями для здоровья и жизни участников экспериментов. Официально методика хелирования не одобрена ни в одной стране мира. Тем не менее и в нашей стране к этому способу терапии все еще прибегают родители, хватающиеся за «последнюю соломинку».
Истории приема «витаминов от аутизма»: саморазоблачение авторитета
Мы прошли через хелирование. Толку не было ни на грош, а вот негатива мы получили сполна. Закончили эпопею, я теперь крайне против этой методики, и вот почему.
- Во-первых, тебе дают подписать кучу бумажек, что таки-да, ты предупрежден, что это лечение экспериментальное, альтернативное, официально неодобренное, ты берешь на себя всю ответственность и т. д... Ничего себе экспериментик над собственным ребёнком.
- Во-вторых, хелаты — это множество разных баночек, которые надо давать через 3,5 часа, не смешивать, не путать, а с нашим режимом это означало, что никто вообще никогда спать не будет. Но мы продержались больше года в этой дикой гонке за чудом.
- А в-третьих… Поворотным моментом в наших DAN-опытах с хелированием стала госпитализация Илюшки. Я не думаю, что виноваты только эти добавки, нет. Думаю, что обострение и так проявилось бы, хотя велики шансы, что одна из добавок его ускорила. Но вот в чем основная проблема: за полгода до попадания в больницу DAN-специалист смотрел результаты анализов и даже начал подозревать, что и в каком месте идет неправильно. Но! Вместо того, чтобы направить нас к врачу на обследования, он добавил нам новую кучку препаратов за отдельную цену и прочитал целую лекцию про связь этого больного органа и аутизма.
Еще один момент: они в хелировании все предупреждают, что вот если будет хуже, больнее, то это правильный этап, это значит, металлы выводятся из организма вовсю. И когда я поняла, что Илюха с ума сходит от боли, специалист мне ответил, что это — классическая реакция на добавочку, надо только подождать, и все пройдет. Ждала я недолго, сил видеть это не хватило. Ребёнка я отвезла к обычному доктору, и потом спасали его в больнице всем отделением! При этом в больнице ребёнка с острой болью не отправят подождать месяцок, все же есть контроль и ответственность. А специалистов этих с «витаминками» никто не контролирует, и какой процент ошибок у них, никто не расскажет. Судя по форумам родителей — процент этот не маленький.
Попасться на уверенные рассказы о пользе хелирования могут не только обычные родители. Доктор Джеймс Лейдлер — медицинский специалист, выпускник университета США. Его жена также доктор, терапевт широкого профиля, лечащий и малышей, и взрослых. Оба они — приверженцы доказательной медицины, не следовавшие псевдонаучным практикам и шарлатанским теориям. Пока в их семье не родился мальчик с РАС.
В отчаянии родители обратились к практике хелирования, причем оказались настолько вовлечены в метод, что доктор Лейдлер стал одним из пропагандистов теории связи тяжелых металлов и аутизма, выступавших на различных конференциях и приводивших массу доводов в пользу нового лечения.
Каждый человек в своем прошлом может найти моменты, за которые ему стыдно. И вот за что стыдно мне.
Нашему сыну диагностировали аутизм. Примерно через год мы поняли, что надежд на излечение нет совсем, и я отчаянно хотел хоть как-то ему помочь. Моя супруга побывала на конференции о «биомеде», «биологическом методе терапии РАС». Вернулась домой она очень взволнованной: там рассказывали про «безнадежные» случаи, которые «вылечили» простым приемом добавок. Сначала я был весьма скептичен, но отчаяние сделало свое дело. Мы начали курс терапии.
Все началось просто: витамины, минералы… Потом добавилась «тяжелая артиллерия»: БКБГ, безглютеновая-безказеиновая диета, секретин и хелаты. Мы считали, что результаты появляются, и это стимулировало продолжать методику, осваивать новые препараты.
В итоге я оказался буквально зависим от надежды на излечение ребёнка, и это стало самым страшным наркотиком. Тем временем симптомы РАС появились и у второго ребёнка в полтора года.
Из-за страстного желания вылечить детей доктор Лейдлер стал поклонником хелирования. Он ездил на конференции, где узнавал людей с прекрасным опытом выздоровления собственных детей, виды анализов, специфические причины аутизма и лечение, специально подобранное под каждого ребёнка. Все это вовлекло и давало надежду. А еще — пищу для размышления.
Как доктор, Лейдер не мог не видеть противоречия в подходах лечения, различия между симптомами аутизма и отравления ртутью у детей, которых он наблюдал в своем врачебном опыте, а также странные назначения доз препаратов для хелирования. Благодаря комментариям на конференциях он оказался вовлечен в «научную деятельность»: составление статей, обзоров, протоколов лечения…
На одной конференции я впервые встретил множество «светил» «альтернативного» подхода к терапии РАС вне конференц-зала. Было видно, что большинство «специалистов» и основателей теории искренне уверены в своих словах, однако все выводы базировались на отдельных случаях, опросах и весьма примитивных исследованиях.
Мне все поступали приглашения выступить на конференциях, но я ездил, ощущая большую тяжесть в сердце. Пока не перестал. Личные контакты с верхушкой специалистов заставили признать очень неприятную правду о хелировании. Но полностью мое мнение о методе сложилось при наблюдении за нашими сыновьями.
К тому времени мы несколько лет жили с «пищевыми добавками», БКБГ-диетой, альтернативными методиками лечения (и их было так много, что не перечислить). У детей отмечался большой прогресс, но об обещанном «излечении от аутизма» речи не шло. Нам приходилось постоянно возить с собой особую еду, чтобы вне дома ни одна молекула казеина или глютена на «отбросила» нас к старту расстройства. Мы практически были банкротами, несмотря на то, что оба высокооплачиваемые специалисты. И мы оба были измождены.
Супруга первая предположила, что «добавки» не приносят никакого результата, и молча перестала их давать старшему ребёнку. Через пару месяцев она призналась мне, и я не увидел разницы в поведении сына до и после. При этом мы пытались «поймать свой собственный хвост», постоянно изменяя дозы добавок в ответ на поведенческие изменения детей. Оказалось, это были случайные совпадения. Я начал прозревать.
Окончательно я прозрел, когда мы поехали в Диснейленд. У младшего продолжалась БКБГ-диета, и мы были уверены, что все улучшения в его состоянии — из-за нее. Мы везли с собой больше 10 килограмм специальной еды, но в самолете ребёнок схватил чужую вафлю и проглотил ее.
Мы замерли. Его ждало резкое ухудшение состояния, все «специалисты» нам твердили об этом. А в результате… Не случилось ничего. Я начал догадываться, что все эти годы вел себя, как последний идиот.
За следующие месяцы мы прекратили всю терапию, кроме речевой и поведенческой. Результаты не только не ухудшились, дети улучшались быстрее, как и наш счет в банке. А мешки у нас под глазами спадали. Я был крайне зол на себя за легковерие и введение в заблуждение других родителей… Весь этот опыт кажется мне путешествием Алисы в Зазеркалье: масса абсурда, противоречий, несвязанных фактов, которым люди верят и страдают. Все это — торговля надеждой, очень соблазнительным товаром для тех, кто, как мы, готов ее потерять.
Сегодня доктор Лейдлер выступает категорически против хелирования, а также любых методов альтернативной терапии аутизма.
Как помогает хелирование?
Несмотря на яркий опыт родителей-врачей, все еще есть немало отзывов о том, насколько ребёнок с РАС «улучшился» на фоне терапии. В чем причина возможного улучшения?
Опыты на крысах, которые проводили в рамках изучения метода хелирования, показывают: препараты, используемые в качестве пищевых добавок для детей, резко снижают познавательную способность мозга. А у детей с РАС она и так страдает.
- Во-первых, перед началом терапии детям надо пройти обследование органов пищеварения и выделительной системы: состояния кишечника, почек, желудка, печени и т. д. На данном этапе возможна коррекция проблем и патологий стандартными методами и препаратами доказательной (обычной) медицины.
- Во-вторых, у многих детей с РАС очень избирательные пищевые пристрастия, и из-за скудного рациона питания отмечается витаминно-минеральная недостаточность. Первоначальный этап методики хелирования основан на восполнении этой недостаточности.
- В-третьих, хелирование подразумевает четкое расписание, диету, следование правилам, от которых нельзя отступать. Хотя многие из них довольно непросты в исполнении, для детей с РАС твердый распорядок дня и понятное расписание помогает сохранять стабильное и спокойное настроение. И это стратегически помогает, такие же рекомендации есть и в официальных методах терапии аутизма.
- В-четвертых, родители, вынужденные строго отслеживать состояние детей, неизменно видят улучшения и уделяют намного больше внимания ребёнку. Надежда на излечение помогает не срываться, отчего детям, несомненно, живется легче, даже если прогресс мнимый, что-то хорошее можно увидеть. Или изменить дозировку и надеяться дальше.
- В-пятых, курсы хелирования, как правило, длятся годами. За это время дети растут и компенсируют отдельные стороны расстройства. Это — не заслуга хелатов, это комплексное влияние родителей, окружения и организма самого ребёнка.
Хелирование — не только непроверенная, но и крайне опасная методика. Исцеления от аутизма она не приносит, но может навредить организму вплоть до летального исхода или, как минимум, опустошить кошелек и запасы нервных клеток у родителей. В лечении РАС стоит выбирать подтвержденные методы терапии, а не хвататься за «непроверенную веревку». В данном случае к ней привязан большой камень, способный затянуть на дно и ребёнка, и его родителей.