Жизнь сегодняшних детей существенно отличается от детства предыдущих поколений. Они являются наиболее желанными потребителями детских товаров и услуг — игрушек, одежды, кружков и секций. Изменился и подход к детям. Образовательные программы в начальной школе направлены исключительно на развлечение и на то, чтобы ребёнок не скучал на уроках. Маленькие дети часто требуют, чтобы мать поиграла с ними. Но у родителей может просто не оставаться сил из-за высокой занятости и усталости. Некоторые могут занимать себя сами уже в дошкольном возраста, в то время как другие продолжают нуждаться в играх с родителями и до 10 лет.
Современные дети и развлечения
Для маленького ребёнка игра — основной способ познания мира. Как только он идет в школу, ее место занимает наука. Дети до 3 лет требуют постоянного внимания матери, но у нее не всегда есть свободное время и фантазия для того, чтобы развлекать их. Поэтому многие родители предпочитают занимать ребёнка при помощи мультфильмов или компьютерных игр.
Сегодня развлечения для детей представляют собой целую индустрию. Многие детские центры предлагают свои сценарии детских дней рождения с привлечением аниматоров и специальной программой. Игровые площадки существуют во многих торговых центрах и кафе, несколько телеканалов ориентированы исключительно на детскую аудиторию. В целом, общество дает установку на то, чтобы родители непрерывно развлекали ребёнка и делали все возможное, чтобы ему не было скучно.
Но специалисты по детскому развитию все больше убеждается во вредности такого подхода для развития ребёнка. Дело в том, что обилие развлечений для детей приводит к тому, что они почти не умеют развлекать себя сами, и к подростковому возрасту устают не только от развлечений, но и от обучения. Времени на то, чтобы побыть наедине с собой у них не остается, наступает пресыщение и проблема отсутствия желаний появляется у них слишком рано. Фантазия и желание что-то делать появляются как раз тогда, когда у ребёнка появляется возможность играть самостоятельно.
Какие развлечения для детей могут придумать родители?
Многие матери часто жалуются на то, что дети в возрасте от 2 до 7 лет постоянно просят с ними поиграть. Между тем у них часто нет ни времени, ни желания придумывать игры, и они предпочитают включать мультфильмы. Но для нахождения за компьютером или экраном телевизора существуют определенные нормы, и превышение их приводит к проблемам со зрением и психикой у дошкольников.
Часто ребёнку необходима не столько сама игра, сколько внимание матери или отца. Но придумывать игры умеют не все, и это не является обязательным условием для общения с ребёнком. Во многих случаях ему достаточно до 15 до 30 минут родительского внимания, после чего он может развлечь себя самостоятельно.
Самостоятельные развлечения для детей — это отличная возможность проявить себя как личность. Они всегда копируют поведение матери или отца. Если взрослые проводят много времени за компьютером или телевизором, то и ребёнок будет занимать себя так же. Если он видит их с книгой, то у него появится стимул научиться читать самому. Игрушки и одежда должны находиться в свободном доступе.
Разумеется, обращение со сложными электроприборами, розетками или спичками относятся к недопустимым развлечениям. Также рекомендуется беречь от ребёнка документы, денежные купюры и пластиковые карты. Полезно вовлекать ребёнка и в домашнюю работу и доверять ему несложные дела. Ему это интересно, к тому же он получает полезный навык самообслуживания.
Таким образом, взрослым не требуется стремиться развивать ребёнка по сверхсовременным методикам и все время придумывать игры на уровне профессиональных аниматоров. Достаточно просто обозначить границы допустимых развлечений и почаще хвалить его за самостоятельность.
Нужно ли родителям постоянно развлекать детей?
Талантом аниматора обладают далеко не все взрослые. Некоторые матери испытывают чувство вины по поводу неумения или нежелания постоянно играть с ребёнком, считая что игры должны быть развивающими и полезными. Но мир, который окружает ребёнка, вовсе не ограничивается игрушками.
Многие дошкольники, наблюдая за работой отца или матери, начинают со временем с удовольствием в нее играть. Некоторые взрослые берут на работу малышей, где они смотрят, чем занимается мама или папа, а дома с интересом играют в «офис», «магазин» или «школу». Любимая игра может стать и будущей профессией. Многообразие современных игрушек позволяет приобрести соответствующий набор, например, врача или учителя. А «учениками» и «пациентами» могут быть куклы или мягкие игрушки.
Быть «человеком-праздником» 24 часа в сутки не способен ни один родитель. У взрослых есть свои дела — работа, обучение, домашнее хозяйство. Часто самым лучшим развлечением для ребёнка становится не занятия по модной методике, а посильное участие в повседневных делах взрослых. Дошкольникам необходимо внимание и возможность поговорить с матерью или отцом о своих достижениях, новых друзьях или играх.
Непросто складывается ситуация, когда в семье появляется второй ребёнок. И если старший при этом находится в дошкольном возрасте, он может чувствовать себя заброшенным и постоянно требовать внимания матери. В этой ситуации универсального решения проблемы нет, но взрослым следует приложить усилия, чтобы дать старшему ребёнку понять, что он не один, и дать возможность помогать в уходе за младшим. Но делать уход за младенцем его обязанностью не следует. При небольшой разнице в возрасте братья и сестры могут играть друг с другом, но тогда у взрослых появляется другая проблема — разрешение конфликтов между ними.
«Специальные» детские развлечения — модные методики, а затем — кружки и секции вовсе не являются обязательным пунктом в развитии ребёнка дошкольного возраста. Ему достаточно просто качественно проводить время с матерью, отцом и другими членами семьи, занимаясь не только детскими играми, но и знакомством с их повседневной трудовой и хозяйственной деятельностью.