Мы многое знаем о том, когда дети начинают ползать, ходить, говорить. Но когда малыши учатся считать? Уже в возрасте двух лет вы можете обнаружить, что малыш не просто повторяет простые стишки о числах, но фактически вычисляет что-то самостоятельно. Как оказалось, исследователи развития детей обнаружили, что даже младенцы рождаются с врожденным пониманием количества предметов.
Это означает, что малыши, вероятно, могут начать учиться считать раньше, чем мы думали. На самом деле, даже если ребёнок не способен полностью выразить это словами, возможно, он уже понимает числа.
Когда малыши учатся считать?
Давайте сначала разберемся, что же такое «уметь считать». Ведь это не просто показывать пальчиком на яблоки и называть числительные вслух, или подсчитывать, сколько конфет останется у Коли. До этого этапа мозг должен научиться обрабатывать информацию о количестве — и вот это начинается намного раньше, чем многим кажется.
Каждый ребёнок развивается по-своему и в своем темпе. Однако есть исследования развития грудничков, которые показывают, что они могут определить разницу между меньшим и большим количеством. Согласно исследованию, проведенному в 2019 году Университетом Пердью (публикация в Developmental Science), дети до года «признают счет как численно значимые понятия прежде, чем они усваивают значения числительных».
«Когда малыши учатся считать — это вопрос, на который нет однозначного ответа, — говорит Эрика Зипперт, научный сотрудник Университета Пердью. Но эта врожденная способность имеет смысл, если рассматривать ее как навык выживания, причем как для людей, так и для животных. Например, чтобы распознать опасность, животные должны осознавать, насколько группа «врагов» превосходит их «команду».
Условное понимание количества есть и у насекомых: ученые выяснили, что даже пчелы «умеют считать», предпочитая лужайки с большим количеством ярких объектов, изображающих цветы.
Дети усваивают числительные так же, как они изучают слова для других вещей. Обычно дети учатся этому с помощью песен и потешек. Само по себе изучение стишков не приведет к глубокому знанию чисел. Но, слыша числительные, которые используются для подчеркивания их значения, малыши могут сделать очень важный скачок и развитии и понять, что они обозначают количество. И происходит это еще в раннем дошкольном возрасте от 3 до 5 лет.
Это означает, что дети, вероятно, могут считать «1, 2, 3, 4, 5» в возрасте 2 лет, но они, вероятно, не смогут полностью понять счет, поскольку это относится к количественной оценке чисел. Тем не менее, все дети разные, и некоторые могут очень быстро научиться считать еще в возрасте от двух до двух с половиной лет. Для других этот этап может наступить позднее.
Признаки того, что ваш ребёнок уже умеет считать
Когда малыши учатся считать, это можно определить по множеству признаков. Например, работа с различными фигурками, складывание кубиков одного цвета отдельно — это форма подсчета. Разделение больших или маленьких предметов, сравнивание «больше» и «меньше», игры с пирамидками тоже относится к базовым навыкам, которые потребуются для освоения арифметики. И хотя родители не думают об этом как о навыках счета, но они являются количественным показателем, который демонстрирует, что дети умеют считать.
Если ваш ребёнок может не делать этого в возрасте 2 лет, — не повод для беспокойства. Но если вы хотите помочь своему ребёнку развить навыки счета, моделируйте счетное поведение вместе с ребёнком и указывайте на предметы, пока вы считаете вместе с ним — это один из способов поощрения счета. И чем раньше вы начнете это делать, тем лучше, утверждают эксперты.
Как помочь ребёнку освоить счет?
Просто зазубривать цифры — занятие бесполезное. Надо помочь ребёнку «создать базу», связывать числительные «один, два, три» и количество объектов. И, конечно, попутно помогать заучивать названия цифр. Как это делать?
Детские стишки и песенки
Есть масса стишков, в которых дети могут выучить последовательность счета — например, «Котята» Сергея Михалкова («их по счету ровно пять»), «Раз-два-три-четыре-пять» Зинаиды Александровой («будем пальчики считать»), «Раз-два-синева» Елены Благининой и множество стишков-считалок из народного творчества. Используйте их не специально, а в качестве мини-игр, когда надо малыша развлечь или отвлечь. Хорошо также сочетать такие игры с пальчиковой гимнастикой.
Считайте все, что видит малыш
Важно использовать числовые слова для количественной оценки объектов. И здесь взрослые действительно могут сыграть важную роль: есть исследования, показывающие, что самый быстрый способ учить детей соединять числительные с группами объектов — это сначала показывать этот набор объектов, а затем считать их.
Например, вы можете сказать ребёнку: «Смотри, у меня три яблока. Раз, два, три». Вы сначала называете количество, а потом считаете.
Наблюдайте за числами в течение дня
Хотя это может потребовать от родителей большей внимательности, на практике эту рекомендацию легко применять в течение дня. Поднимаясь на несколько ступеней, вы можете сказать: «Смотри, нам нужно пройти пять ступенек: раз, два, три, четыре, пять». Сколько ложек положить на стол, сколько машин проехало мимо — все это можно считать.
Важно сделать это регулярной частью обсуждения с ребёнком. Когда вы читаете книгу, скажите: «А знаешь, сколько цветов на этой на странице?». Это называют интеграцией счета в повседневную жизнь — и она работает. Вы не успеете заметить, как малыш превратится в того самого козленка из мультика, который «все считал до десяти»!
В конечном итоге идея состоит в том, чтобы сосредоточиться на математике и счете так же, как вы могли бы сосредоточиться на изучении букв для грамотности, даже когда ребёнок только начинает изучать числа. Исследования показывают, что чем раньше ребёнок усвоит числа, тем лучше он будет подготовлен к пониманию математики в дальнейшей жизни.
Ученые обнаружили, что довербальное чувство числа у 6-месячных младенцев предсказывало успешность математических навыков у тех же детей 3 года спустя. Это открытие показывает, что чувство числа в младенчестве является фундаментом для более поздних математических способностей, и предлагает начинать помогать детям развивать понимание количества еще до того, как дети научатся считать (публикация в Psychological and Cognitive Sciences).
Это все говорит о том, что никогда не рано начинать учить ребёнка считать — в отличие от некоторых сомнительных методик раннего развития, этот навык точно будет развиваться в течение жизни и никуда не пропадет. Ну а что эксперты говорят о раннем развитии малышей, и что им действительно нужно, читайте в статье «Как вырастить Эйнштейна?».