Практически у всех родителей маленьких детей возникает вопрос «когда надо приучать ребёнка к горшку?». Считается, что оптимальным является период от 1,5 лет, но помимо возраста необходимо учитывать психологическую и физическую готовность. В связи с этим требуется индивидуальный подход к малышу, поскольку слишком раннее или позднее приучение нередко влечёт за собой серьёзные проблемы. Об этом — в нашей статье.
Приучение малышей к горшку
Здоровые малыши начинают ходить на горшок примерно с полутора-двух лет, поэтому педиатры рекомендуют обучать этому с 18 месяцев или чуть позже. Дело в том, что только к двум годам формируются зоны мозга, отвечающие за дефекацию и мочеиспускание, а, значит, более раннее обучение, скорее всего, будет длительным и безуспешным.
Как приучить к горшку? Несмотря на то, что ребёнок может достичь нормальных физиологических, психических и поведенческих показателей, необходимых для приучения к горшку, процесс этот остается сложной задачей для многих родителей и малышей. Если ребёнок стремится к самостоятельности, обращает внимание родителей на мокрый подгузник, объясняет нехитрыми словами или жестами акты дефекации и мочеиспускания и показывает, что умеет отличать их, то настала пора приучать его к горшку.
Приучение к туалету важно для каждого ребёнка, но нет единого мнения о том, какой метод обучения является лучшим. Один из способов — подражание, поэтому на своем примере родители могут продемонстрировать пользование туалетом, показав, как снимать бельё, усаживаться на унитаз и совершать гигиенические процедуры.
Важно, чтобы туалетная бумага не раздражала нежную детскую кожу, а посещение горшка не вызывало стресса, который нередко провоцирует запоры.
Связь запоров с приучением к горшку
Приучение к горшку должно происходить в комфортной и доброжелательной обстановке. В противном случае давление и негативная реакция со стороны родителей может привести к формированию запоров. Кроме того, к запорам может привести и раннее приучение к горшку либо сильная задержка начала обучения.
Хотя шведские исследователи А. Л. Хеллстрем и У Силлен выявили, что у малышей, страдающих дисфункцией мочевого пузыря, приучение к горшку улучшает опорожнение мочевого пузыря, уменьшая объём остаточной мочи и, как следствие, нивелируя инфекцию мочевыводящих путей. В связи с этим детям раннего возраста с анатомическими и функциональными аномалиями мочевыводящих путей рекомендуется раннее приучение к горшку.
Исследователи Р. Бургерс и А. Левин отметили: именно на этапе приучения ребёнка к горшку запоры максимально часто дают о себе знать и, как правило, они связаны с психологическими трудностями. Половые различия при этом отсутствуют: у девочек и мальчиков одинаково проявляются проблемы с дефекацией при схожих условиях.
Таким образом, функциональные запоры в период приучения к горшку не должны пугать родителей — это естественный процесс, который вполне преодолим при некотором усилии, внимательном подходе и желании помочь своему ребёнку стать более самостоятельным.
Использованы фотоматериалы Shutterstock