27.11.2017 Обновлено: 17.04.2020 2526

Запоры у детей раннего возраста: причины и лечение

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Виноградов Дмитрий Леонидович

Запор у ребенка в раннем возрасте — явление достаточно распространенное. Подобное нарушение функции деятельности кишечника может иметь как функциональные причины, связанные с особенностями строения детского желудочно-кишечного тракта, так и быть спровоцировано заболеваниями различной этиологии. Отдельный фактор развития запоров у детей — искаженные методики воспитания, например, раннее приучение к горшку, сопровождающееся насильственным удерживанием малыша. Выбор тактики лечения зависит от причины запора, его длительности и индивидуальных особенностей маленького пациента.

Виды и причины запоров в раннем возрасте

Ранний возраст у детей — период дозревания основных функций организма, окончательного формирования различных систем. Из-за несовершенства множества органов, продолжающих расти, ранний возраст ребенка может сопровождаться множеством незначительных в целом, но доставляющих дискомфорт ребенку и беспокойство родителям нарушений различных функций.

Работа желудочно-кишечного тракта — один из процессов, нарушения которых родители замечают в первую очередь. Новорожденный ребенок не может сообщить о своем самочувствии и рассказать, где болит, однако выделения: их характеристики, частота, количество служат достаточно надежным индикатором, позволяющим следить за состоянием здоровья пищеварительной системы.

Как ранний возраст, так и более поздние периоды детства могут сопровождаться запорами. В классификации выделяют следующие виды нарушения опорожнения кишечника:

  • острый запор;
  • хронический, с длительностью нарушения от полугода;
  • функциональный, не связанный с патологиями органов желудочно-кишечного тракта;
  • патологического характера, вызванный аномалиями строения и заболеваниями.

В зависимости от периода развития ребенка выделяют различную этиологию запоров. Так, в раннем возрасте причинами несоответствия возрастным нормам дефекации чаще всего являются:

  • перевод с грудного вскармливания на искусственные смеси;
  • аллергическая реакция на белок коровьего молока, возникающая как при использовании смесей для кормления на его основе, так и при включении в рацион кормящей матери большого количества молочных продуктов;
  • временная или постоянная недостаточность лактазы, фермента, расщепляющего молочный углевод (лактозу);
  • дисбактериозы кишечника различного происхождения;
  • врожденные патологии строения кишечного тракта (долихосигмы, долихоколон и т. д.);
  • неврологические нарушения, провоцирующие недостаточную сократительную функцию кишечника;
  • раннее приучение к горшку.

В более старшем возрасте причиной нарушения функции опорожнения кишечника могут стать следующие факторы:

  • несбалансированный рацион: избыток углеводов и жиров (сладостей, выпечки, жирной пищи);
  • переедание;
  • недостаточное количество жидкости в течение дня;
  • нарушение привычного режима дефекации: так, если ребенок привык опорожнять кишечник утром, то необходимо помочь сохранить ему этот режим при поступлении в детский сад или школу, например, будить раньше, выделяя необходимое время на посещение туалета;
  • гиподинамия: если ребенок мало двигается, это влияет не только на мышечные ткани, но и на мускулатуру кишечника, провоцируя запор;
  • психологический аспект: многие дети испытывают затруднения и смущение при пользовании общественными туалетами в детских садах и школах, стараясь сдерживаться до возвращения домой. Это приводит к растяжению стенок кишечника и хроническому запору;
  • паразитозы, различные глистные инвазии кишечника;
  • болезни эндокринной системы;
  • неврологические отклонения.

Приучение к горшку как фактор нарушения процесса дефекации

Раннее начало приучения к горшку, высаживания, в сочетании с удерживанием ребенка, запретами вставать, приводит не только к удлинению процесса научения обходиться без подгузников, но и может спровоцировать нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта.

Ребенок, не выказывающий признаков готовности к освоению туалета, не способен усвоить связь между позывом к дефекации или мочеиспусканию, непосредственно процессом опорожнения и видом горшка. Специалисты советуют не спешить с данным процессом: раннее начало приучения к горшку может вызывать как психологическую неприязнь к предмету и процессу, так и стремление «терпеть», пережидать позывы к дефекации. Ребенок еще не способен понять, что и как надо делать, но уже осознает, что за грязные штанишки его будут ругать. Длительное и частое сдерживание дефекации вызывает переполнение кишечника каловыми массами, растяжение его стенок и снижение функциональности, что приводит к хроническому запору и недержанию кала.

Что делать при запоре у ребенка?

В первую очередь необходимо обратиться к специалисту. Поможет визит к педиатру или консультация у детского гастроэнтеролога. «Домашние», народные методики терапии запоров использовать не следует: несмотря на способность некоторых из них помочь при запорах, в зависимости от причины нарушения дефекации они могут сильно навредить