Младенцы достигают вех развития в свое время. Для оценки развития существуют определенные периоды, «окна возможностей» в определенном возрасте, когда дети должны проявлять новые навыки и достижения. Если эти навыки не укладываются в сроки, нужно определить, является ли это признаком задержки развития, о которой нужно беспокоиться, или просто нужно наблюдать за малышом.
Именно поэтому специалисты при осмотре ребёнка задают вопросы о том, что младенцы уже умеют делать физически, эмоционально и насколько хорошо они едят. Если есть явные признаки отставания, то эти проблемы можно начать решать при первых же признаках. Игнорировать такие сигналы и надеяться, что младенцы сами догонят нормы, нельзя. И знание таких «красных флажков» в развитии ребёнка может помочь родителям сразу распознать, нет ли у него проблем.
Красные флажки для младенцев от 0 до 3 месяцев
В течение первых нескольких месяцев жизни дети упорно работают над укреплением своих мышц, как могут, взаимодействуют с родителями и реагируют на мир, в котором они живут.
Тревожные сигналы развития младенцев в возрасте от нуля до трех месяцев включают:
- Отсутствие реакции на внезапные шумы, возникающие рядом с детьми.
- Отсутствие отслеживания глазами предметов, которые двигаются близко к лицу.
- Ребёнок не улыбается, когда слышит голоса своих родителей в той же комнате.
- Неспособность хватать вещи и удерживать их в течение какого-либо периода времени.
- Ребёнок не удерживает головку или испытывает проблемы с этим в течение какого-либо периода времени.
- Нет интереса к игрушкам.
- Косоглазие новорожденных наблюдается большую часть времени.
- Глаза не могут двигаться во всех направлениях.
- Малыш ничего не тянет в рот.
То, что это тревожные признаки, не означает, что они не могут исправиться со временем. Но именно поэтому педиатры должны знать эту информацию, чтобы определить наилучший курс действий для всех норм развития, которые не ребёнок не достиг в этом юном возрасте.
Тревожные сигналы для детей от 4 до 6 месяцев
По мере того как малыши становятся более любопытными, они хотят активно взаимодействовать с игрушками и окружающими их людьми. Это помогает им лучше понять, как все устроено и каково их место в мире. Если этого не происходит, у родителей может быть повод для беспокойства.
Тревожные сигналы развития младенцев в возрасте от четырех до шести месяцев включают:
- Отсутствие первого лепета.
- Ребёнок не отталкивается ногами от твердых поверхностей — нет шагового рефлекса.
- Мышцы кажутся слабыми, а руки и ноги — вялыми вялыми.
- Ребёнок не отвечает на попытки общения с ним гласными звуками (ааа, ууу и т. д.).
- Нет попыток переворачиваться со спинки на живот или обратно.
- Ребёнок ни над чем не смеется.
- Мышцы чрезвычайно напряжены и ригидны.
- Не двигает головой в попытке определить, откуда исходят звуки.
- Не проявляет и не проявляет привязанности к тем, кто о них заботится
- Голова и шея держатся неустойчиво.
- Подносить предметы (игрушки) ко рту ребёнку сложно или совсем невозможно.
Если ребёнок не в состоянии сделать что-то из перечисленного, причин для беспокойства может и не быть. Но это должны определить специалисты. Так что с любыми сомнениями — к педиатру!
«Красные» флажки для детей от 7 до 9 месяцев
К тому времени, когда дети перешагивают через рубеж в полгода, они растут и развиваются как на дрожжах. И когда они достигают возраста семи-девяти месяцев, они уже последовательно взаимодействуют, готовятся ползать или ползают и, возможно, собираются даже делать несколько шагов. Это действительно время для огромных этапов развития.
Некоторые тревожные сигналы развития в возрасте от семи до девяти месяцев включают:
- Неспособность сидеть даже с посторонней помощью.
- Невозможность стоять на ногах с поддержкой (у кровати, за ручки).
- Нет простых лепетных слов из одного или одинаковых повторяющихся слогов (мама, бабаба, ка).
- Не отзывается на свое имя, когда с ним разговаривают.
- Не может проследить пальцем до объекта, на который указывают.
- Не играет с другими, в том числе с родителями.
- Не может взять предмет и переложить его из одной руки в другую.
Если ребёнок не способен к 9 месяцам делать что-то из этого списка, это может вызывать тревогу у педиатров. Но если вы не сообщите об этом врачу, это может только усугубить ситуацию. Ваш педиатр должен знать об проблеме, чтобы помочь малышу догнать своих сверстников в развитии и больше не отставать.
Красные флажки для малышей в возрасте от 10 до 12 месяцев
Когда дети приближаются к своему первому дню рождения, они стремятся стать более независимыми. Но они все еще хотят, чтобы родители всегда были рядом. Это дает ребёнку уверенность, чтобы рискнуть и попробовать новые вещи, когда он ползает или даже делает несколько шагов.
По данным ученых Государственного университета Уэйна, основные тревожные сигналы развития младенцев в возрасте от 10 до 12 месяцев включают:
- Ребёнок не пытается отыскать предметы, спрятанные родителями, не играет в «ку-ку».
- Не указывает на предметы.
- Ни с кем не прощается.
- Не говорит простые слова.
- Не может держать чашку-непроливайку.
- Не пытается прокормить себя руками.
- Не может встать или испытывает проблемы с вставанием.
- Ему приходится упираться руками в сидячем положении или сидит только с поддержкой спинки.
- Неспособность стоять без посторонней помощи.
- Не пытался ползать. Надо учитывать, что по данным исследования ученых Kyushu University, дети далеко не всегда ползают так, как мы считаем правильным: стилей ползания очень много!
- Не ищет родителей, когда расстроен.
- Не проявляет страха перед незнакомцами.
- Нет желания исследовать новые места или предметы, даже в присутствии родителей.
- Чрезмерно расстраивается, когда волосы моют или расчесывают.
- Чрезмерно расстраивается, когда ему чистят зубы.
- Считает определенные виды тканей слишком раздражающими, стягивает определенный бодик, шапку и т. д.
Стоит знать, что когнитивные, речевые, эмоциональные навыки эксперты University Children's Hospital Zurich считают более важными для достижения и прогноза здоровья ребёнка, чем моторные (умение сидеть, ползать и т. д). Однако оценивать все нужно комплексно, и для этого ребёнка должен регулярно осматривать специалист.
Если дети достигли своего первого дня рождения и не достигли многие из этих этапов развития, врачи (педиатр, невролог, ортопед) могут разработать план, который включает все, от медицинской помощи до наблюдения и выжидательного подхода. Все зависит от того, в каких областях у ребёнка есть недостатки навыков, насколько необходимо срочно вмешаться для достижения этих целей. В некоторых случаях малышам можно просто немного помочь. Например, как стимулировать ходьбу, читайте в статье «Когда ребёнок начнет ходить и как ему помочь?».