Родители редко привлекают малышей к приготовлению пищи. Скорее, напротив, мамы стараются занять детей играми и мультфильмами на то время, что им необходимо для готовки. Кухня — потенциально опасное место для малышей. Здесь и острые предметы, и горячая плита, и продукты, которые нежелательно пробовать на вкус. Интересно, что все детки с удовольствием наблюдают за кухонными манипуляциями мамы и всегда готовы помочь. Помощь, с точки зрения взрослых, довольно сомнительна — малыши делают все неуклюже, медленно, задают массу вопросов и отвлекают внимание. После такой помощи часто нужно отмывать всю кухню. Но совместную деятельность на кухне можно рассматривать и по-другому — как элемент воспитания и обучения полезным навыкам.
Как кулинария влияет на развитие ребёнка?
К приготовлению еды можно привлекать детей в среднем с двух лет. Чем старше ребёнок, тем больше дел ему можно доверить. Главное в совместной деятельности — это возможность больше общаться с ребёнком, прививать ему полезные навыки и привычки, которые обязательно пригодятся. Ребёнок, которому доверяют «взрослую» работу, обретает уверенность, чувствует себя полноценным членом семьи и маминым помощником.
Для капризных детей, избирательно относящихся к еде, самостоятельно приготовленный обед или ужин вызовет аппетит, будет съеден с удовольствием без привычных уговоров.
Кулинария прекрасно влияет на развитие ребёнка. Ведь это творческий процесс, и маленький ребёнок может проявить свою фантазию и оригинальность мышления, если ему поручить делать бутерброды или украшать пирог.
Одновременно с готовкой можно знакомить детей с новыми понятиями, названиями продуктов, вкусами, запахами. Каждый продукт можно попробовать на ощупь, понять разницу между сахаром, солью, специями. Также ребёнку можно показать жидкие и твердые продукты, рассказать, что из них можно приготовить, как лучше их сочетать.
Зачем еще детям нужно готовить
Во время процесса приготовления ребёнку можно рассказать много нового — откуда берется мед, как делают муку, как сушат изюм, и прочее. Попутно у малыша будет расширяться кругозор и обогащаться словарный запас.
Можно знакомить ребёнка с азами арифметики — объяснить разницу между полным стаканом и стаканом, наполненным наполовину, чайной и столовой ложкой, простому счету в пределах 10.
Ребёнок усвоит понятие рецепта, важность последовательных упорядоченных действий для получения нужного результата. Это будут первые уроки по планированию и организации процесса.
Как подготовить кухню для малыша
Для безопасности ребёнка надо выполнить несколько подготовительных действий.
- Освободить кухонный стол от ненужных и мешающих предметов.
- Для ребёнка приготовить высокий стул или табурет, чтобы он мог доставать до столешницы.
- Выбрать простой рецепт и заранее подготовить все ингредиенты.
- Вымыть себе и ребёнку руки.
Конечно, ребёнку нельзя доверить абсолютно все операции. Ему можно поручить насыпать продукты в тесто, разбить яйцо, перемешать кашу или салат, посолить. Дети очень любят пробовать, но им нельзя разрешать брать в рот сырое мясо и рыбу, специи.
К включенным электроприборам, газовой плите и горячей духовке ребёнка подпускать нельзя, но ему надо объяснить, в чем состоит опасность. После приготовления надо вместе с ребёнком убрать на столе, помыть посуду, чтобы у него тоже формировалась привычка убирать за собой.
Совместно приготовленную еду и есть надо совместно. Для ребёнка это будет лишним подтверждением своей взрослости.
Маме надо набраться терпения и подготовиться к предстоящему беспорядку. Важно не ругать малыша за ошибки, иначе он быстро потеряет интерес.
С каких рецептов лучше начинать
Начинать кашеварить с малышами лучше с самых простых рецептов. Дети очень нетерпеливы — им сразу хочется увидеть результат, у них наглядное мышление. И длинный сложный рецепт с ребёнком реализовать очень трудно. Ребёнка вдохновит быстрое и простое приготовление вкусного блюда, которое можно сразу попробовать:
Необычные бутерброды. Это не обязательно традиционный сыр или колбаса на кусочке хлеба. Можно добавить и другие ингредиенты: оливки, кусочки овощей, немного сметаны или кетчупа. Из продуктов можно сложить узор, веселую мордочку — все, что подскажет фантазия. Такие рецепты хороши тем, что их можно менять по своему вкусу, придумывать новые сочетания продуктов.
Витаминные салаты. Малыш с удовольствием будет складывать в мисочку нарезанные фрукты и овощи и перемешивать их. С какого возраста начинать учить ребёнка пользоваться ножом, зависит от индивидуальных навыков владения столовыми приборами и развития мелкой моторики.
Листовой салат, зелень и сырную нарезку он может порвать руками, добавить орешки, изюм и другие ингредиенты. Под руководством мамы в салат надо положить заправку и блюдо готово.
Пицца. Этот итальянский пирог дети будут готовить с особым удовольствием, ведь здесь можно фантазировать от души. Слои продуктов ребёнок сам может раскладывать, как хочет, это под силу ребёнку с 2,5 лет. Для быстроты тесто надо приготовить заранее или воспользоваться заготовкой.
Если несколько раз получится вкусная творческая пицца, то потом в подростковом возрасте ребёнок будет готовить ее самостоятельно.
Изделия из теста. Приготовление пирожков и вареников сродни любимой всеми детьми лепке. Но результат не всегда будет замечательным, скорее всего из-под детских рук выйдут неровные изделия. Можно ограничиться лепкой булочек, вырезанием фигурного печенья. Хотя с 5-6 лет девочки вполне могут украшать пироги и лепить пирожки.
Возиться с тестом любят все дети. Это полезно еще и для развития мелкой моторики рук, сенсорики.
Все малыши смогут сделать из теста колбаски и шарики. Потом все можно поставить в духовку, обязательно похвалить ребёнка, а когда будет готово, вместе попробовать.
Выпечка. Для приготовления с детьми надо выбрать рецепты, где требуется смешать ингредиенты и вылить их в форму. Это шарлотка, манник, творожная запеканка, кекс или быстрый пирог. Ребёнок может все перемешать, а мама проверит и поместит форму в духовку.
Когда ребёнок рядом с мамой на кухне, она точно знает, что ее малыш занят полезным делом, не разносит квартиру, не делает мелкие шалости. Наоборот, он развивает навыки владения кухонными принадлежностями, мелкую моторику и помогает маме.
Готовить вместе с мамой полезно и мальчикам, и девочкам. Навык приготовления пищи пригодится всем. Если только запрещать и не подпускать детей к приготовлению пищи, то со временем у них пропадет интерес. Они уже никогда не захотят помогать маме на кухне, в подростковом возрасте не захотят учиться готовить.