Как может психология личности помочь тем, кто готовится к публичному выступлению? Прежде чем предстать перед аудиторией и донести до нее какую-либо информацию, оратор должен быть готов взаимодействовать с группой слушателей.
От того, как налажена психология общения людей друг с другом — будь то 2 человека, небольшая группа или целый коллектив — зависит результат того, будет ли информация усвоена слушателями. И речь идет не только о необходимых этапах подготовки — сбор материала, определение темы и цели, развитие доступности и логичности языка — но также о том, какими внутренними ресурсами или комплексами обладает человек, который собирается выступать перед группой.
Риск провала велик в том случае, если оратор близко не знаком с психологией влияния, не умеет грамотно выстраивать взаимодействие, переживает внутри себя страх или тревогу о том, что у него не получится держать внимание публики. В этой статье будут даны практические рекомендации о том, как сформировать внутреннюю готовность к публичному выступлению и как психология личности может быть в этом полезна.
Психология и секреты ораторского мастерства
- Тема и цель выступления должны быть краткими, заранее сформированными, такими, чтобы слушателю было не только понятно о чем пойдет речь в выступлении, но также — интересно посетить мероприятие.
- В подготовку входит составление вопросов для слушателей — их необходимо включить в текст для того, чтобы удерживать внимание людей, не позволить им «провалиться» в собственные размышления, кроме того, вопросы помогают разнообразить выступление.
- Вступительная часть и заключение должны быть легко усвояемыми, понятными, лаконичными, яркими, вызывающими интерес.
- Перед тем, как составлять полный текст, стоит мысленно распределить каждую его часть по времени, например, заранее просчитать, сколько минут уйдет на начальную речь, основную часть и заключительную. Первая и последняя части выступления не должны превышать по длительности основную.
- Следует отказаться от привычки «растягивать» слова и подолгу размышлять во время выступления — доклад должен вызывать интерес.
- Если в выступлении планируются вопросы слушателей и ответы на них, то время, уделенное на эту часть, должно быть также просчитано заранее. Это нужно для того, чтобы не закончить раньше запланированного времени или не растянуть выступление дольше, чем планировалось. Психология человека такова, что он воспринимает оратора как достойного и авторитетного специалиста, когда им строго соблюдены границы заявленного времени.
- Занимать место, с которого будет происходить вещание, лучше в самом центре сцены или трибуны так, чтобы выступающего видели все слушатели.
- Во время выступления допускается жестикуляция, однако движения руками не должны отвлекать зрителя от того, что они слышат, быть слишком навязчивыми и резкими.
- Выступление не должно носить характер прямого текста — в нем нужно оставить место паузам. Интонация голоса должна быть разнообразной и эмоционально окрашенной.
- Эмоции во время доклада должны проявляться спокойно, не резко, строго по тексту и не отвлекать внимание зрителей от информации, а дополнять ее.
Полезные упражнения перед выступлением
Если перед тем, как выйти к аудитории, возникают сильная тревога и волнение, появляются мысли или сомнения по поводу собственного профессионализма, то, чтобы поддержать себя, можно выполнить следующее упражнение.
Перед выходом к слушателям оставьте 5-10 минут для того, чтобы побыть наедине с собой и выполнить следующую технику: вспомните ситуацию, в которой вы чувствовали себя максимально уверенно и спокойно. Закройте глаза и воспроизведите в памяти эту ситуацию от начала и до конца. Это могут быть воспоминания из детства или прошлого опыта, когда вы были награждены ценным призом, применили смекалку или другие способности для решения трудной задачи, участвовали в соревнованиях и победили, опередили конкурентов.
Цель этого упражнения — ощутить положительные чувства радости, восторга, уверенности в себе, счастья, понимание того, что вам «все по плечу», вы сильны, находчивы и энергичны. В состоянии переживания таких чувств нужно побыть несколько минут — прожить их, «напитать» ими себя. Дыхание в это время должно быть спокойным, медленным. С каждым вдохом вы можете ощущать, как чувство собственной уверенности и гармонии наполняют изнутри и остаются надолго. Именно в таком состоянии следует выходить на сцену.
Привычки, которые не приведут к успеху
- Думать плохо о себе.
- Пренебрегать тщательной подготовкой к выступлению и надеяться на то, что все сложится само собой.
- Привычка отвлекаться на посторонние мысли во время выступления.
- Говорить слишком тихо или, наоборот, очень громко.
- Использовать в речи простонародные выражения или слишком сложные формулировки, которые могут быть непонятны слушателям.
- Вести себя напористо и агрессивно.
- Говорить невнятно.
- Игнорировать вопросы слушателей.
Комплексы характера, которые мешают выступать
Иногда выступлению мешают не только привычки поведения или мышления, но также комплексы характера человека.
Так, тот, кто боится большого количества людей и внимания, обращенного только на себя, рискует «не раскрыться» перед аудиторией и испортить выступление. Как бороться со страхом? Можно делать это с помощью следующего упражнения.
Перед началом выступления полезно выписать все, что происходит внутри, последовательно отвечая на вопросы: Какое чувство я сейчас испытываю? Страх? Ужас? Волнение? Тревога? Чего касаются эти чувства — меня лично или других людей? А возможно, они касаются цели выступления или ее темы? Что будет, если мой самый сильный страх реализуется на сцене? Как я буду чувствовать себя при этом? Каким образом я собираюсь справиться со сложившейся ситуацией?
Психология человека такова, что он склонен бояться того, о чем ничего не знает. Тогда подробный прогноз нежелательных событий и обозначение способов выхода из них, поможет снизить уровень страха и начать опираться на свои внутренние ресурсы и способности.
Психология слушателей
Подготавливаясь к выступлению, следует заранее определить контингент слушателей. Исходя из того, какая группа людей будет присутствовать на докладе, нужно подбирать текст и его формат.
Он должен отвечать:
- возрасту присутствующих;
- роду деятельности;
- жизненным условиям;
- потребностям и целям.
Успешное выступление зависит от того, насколько оратор сможет аргументировать все, что он вещает, чувствовать аудиторию, вести себя уверенно и спокойно, наладить близкий и доверительный контакт с группой.