Активное личностное развитие ребёнка происходит в дошкольный период. Главным образом, ответственность за формирование индивидуальности малыша лежит на его родителях, поскольку именно в семье, как в социальном институте, происходит становление нравственных начал и психологических механизмов человека. Если в семье теплые отношения, есть взаимоуважение, справедливость, поддержка, а мама и папа ведут здоровый образ жизни – ребёнок вырастет полноценной и самодостаточной личностью.
Познание мира
Ребёнок знакомится с окружающим миром и усваивает нормы морали с помощью:
- наблюдения за поведением и действиями членов семьи;
- изучения трудовой деятельности взрослых – как мама готовит, моет посуду, как папа пылесосит, приносит пакеты с продуктами;
- сказок, мультфильмов, перенимания поведения главных героев;
- подражания сверстникам.
Становление характера
Учитывая особенности воспитания детей дошкольного возраста, можно избежать многих распространенных заблуждений и добиться успехов. Основными педагогическими направлениями личностного развития ребёнка являются:
- создание соответствующих условий для формирования у чада ощущений защищенности, уверенности в себе;
- появление у малыша понимания, что в семье его любят и ценят, а к его мнению прислушиваются;
- привитие ребёнку ответственности за свои слова, поведение и поступки;
- формирование социальных навыков – умение играть в команде, вести себя в коллективе;
- воспитание уважения к окружающим, почтения к старшим;
- возникновение у ребёнка умения ставить перед собой цели, определять приоритеты и планировать время.
Чрезмерная опека порождает неудачников
Психология развития такова, что ребёнок, которому предоставляют свободу перемещения по квартире с целью изучения и поиска занятий, в итоге вырастает в личность, способную определить цель и двигаться к ней, ставить перед собой задачи и решать их. В то время как родители, повсюду сопровождающие малыша и проявляющие чрезмерную опеку, не предоставляя нужной свободы, получают неуверенного в своих способностях и умениях человека, которому предначертано испытывать сложности с самореализацией. Поэтому когда ребёнок пытается забраться на ступеньки, карабкается на стул или слазит – страхуйте его, не прикасаясь руками. Это довольно простая, но эффективная методика, которая научит дитя в будущем чувствовать свои силы, знать и адекватно оценивать свои способности и умения, доводить начатое до конца самостоятельно.
Личностное развитие ребёнка – это сложный эмоционально-психологический процесс, когда закладываются основные жизненные принципы, формируется отношение к себе, образовывается мнение о мире, вещах, явлениях. Именно поэтому, первоочередная задача мамы и папы – помочь ребёнку преодолеть сложный путь становления и стать гармоничным и всесторонне развитым человеком.