Подходы к воспитанию детей на протяжении истории человеческого общества неоднократно менялись. Существовали и естественные различия в воспитании ребёнка в семьях, принадлежащих к разным социальным слоям.
Были ли велики эти различия? Чем отличались методы воспитания наследников престола от детей мелких дворян, торгового сословия или крестьян в разных странах, в разные эпохи? MedAboutMe предлагает заглянуть в детские комнаты и узнать несколько интересных фактов.
Дети: цветы жизни или расходный материал?
На протяжении большей части человеческой истории отношение к детям было, мягко говоря, суровое. Нет, разумеется, материнский инстинкт у наших предков никто не отменял, но его проявление было порой слабым или странным (на наш современный взгляд).
Долгое время выживание ребёнка было его проблемой. Мать его кормила грудью и по мере возможности защищала от холода. Выжившие, как только овладевали искусством ходьбы, немедленно привлекались к труду на благо семьи и общины. В некоторых культурах несколько первых лет малышу даже имя не давали — зачем, если неясно еще, выживет ли малец. Имя дети могли получить только в процессе инициации — перехода в категорию взрослых людей.
И при этом дети вождя, хотя и получали порой больше пищи или тепла, особенно ничем не отличались от остальных.
Но вот цивилизация достигла более или менее приличного уровня. Люди стали жить в городах, образовались государства и сословия, над всеми воцарились монархи и высшая знать. Стали ли дети счастливее, стала ли их жизнь более безопасной, сытой, уютной? Отнюдь.
Дело в том, что очень долгое время ребёнок считался чем-то вроде «личинки» взрослого человека, но не человеком, не личностью. Дети полностью принадлежали своим родителям и могли быть биты, лишены пищи, отданы в чужой дом или взяты за долги или провинность. Детей продавали, а порой и приносили в жертву. Они служили разменной монетой в политических играх, заложниками, предметом торга при заключении династических браков.
Это только в сказках принцы и принцессы лакомятся пирожным и конфетами, спят на шелковых подушках под красивыми балдахинами и носят хорошенькие бархатные костюмчики и алые башмачки. На самом деле дети королей и императоров жили в весьма спартанских условиях и вовсе не были избавлены ни от строгости воспитателей, ни даже от физических наказаний.
То, как люди относились к своим детям, определяло на каждом этапе особенности и направление развития цивилизации в целом. Я выделяю 6 моделей поведения, каждый из которых доминировал на одном из отрезков истории.
- Примерно до IV века нашей эры господствовал инфантицид: детей массово убивали, приносили в жертву и проявляли по отношению к ним любое насилие, не видя в этом ничего неправильного или плохого.
- В IV — XIII веках инфантицидную модель вытеснила менее жестокая отстраненность. Детей убивать почти перестали, но родители не считали нужным и правильным воспитывать отпрысков самостоятельно, даря им любовь и ласку. Потомков отдавали кормилицам, родственникам или другим третьим лицам. Наказания приветствуются.
- Медленное движение к отказу от жестоких физических наказаний начинается в XIV — XVII веках, но потребностями ребёнка по-прежнему никто особенно не озабочен.
- Только в XVIII веке взрослые начинают пытаться понять детей и их потребности, но принуждение и жесткость в воспитании ребёнка остаются основными методами.
- XIX век и первая половина XX века становятся поворотным периодом: развивается педагогическая наука и образование.
- Примерно в середине ХХ века модель отношения к воспитанию становится помогающей, учитывающей индивидуальность и характер ребёнка. Большая часть жителей «цивилизованного мира» начинает отказываться от физических наказаний и принимает идею равноправия взрослого и ребёнка.
Детские психологические травмы не могут не оказывать влияния на поведение взрослого человека, даже если это влияние не проявляется открыто и не бросается в глаза. Таким образом, развитие цивилизации связано с тем, какой опыт ребёнок получает в детстве, какими факторами формируется его характер и какие модели поведения он усваивает в раннем возрасте.
Правила воспитания детей королевских фамилий в Европе
Разумеется, дети короля были ценностью и их берегли. Одному из них предстояло стать наследником престола, остальных можно было использовать для политических браков. Поэтому об их здоровье и воспитании заботились. Но забота эта была порой своеобразной.
Считалось, например, что кормить ребёнка надо скудно, почти без мяса и сладостей. И обнимать пореже, чтобы не воспитывать в царственном отпрыске излишней эмоциональности.
Долгое время малышей вообще отдавали в дом одного из знатных родственников, где его растила кормилица, нянька и воспитатели. Королев, самостоятельно кормивших грудью своих детей, можно было бы пересчитать по пальцам. И традиция эта сохранялась еще совсем недавно.
Например, мать ныне царствующей в Великобритании королевы Елизаветы, полагала, что кормление грудью оглупляет женщину. Но это не помешало Елизавете изменить традициям и выкормить всех своих детей без всяких кормилиц. Ее невестка, принцесса Диана, также кормила детей сама и была с ними нежна и ласкова.
Почти во всех королевских домах Европы детей не баловали. Их рано поднимали, не давая нежиться в постели. Да и не понежиться было в тех кроватках: как правило, они были довольно жесткими и особенным удобством не отличались. Тепла в спальнях также не было: в сырой и прохладной Британии считалось вполне достаточным, если зимой в спальнях королевских детей температура воздуха достигает 17°С. Для умывания и душа также предлагалась холодная вода.
До сих пор юные британские принцы в любое время года ходят исключительно в коротких штанишках, и только в самые холодные зимние дни им разрешается надевать длинные шерстяные гольфы.
Детям не делается поблажек в учебе и физическом воспитании. Напротив: принцам нередко приходилось изучать гораздо больше дисциплин, чем детям дворян и других сословий. Потому что тот, кому доверено будет управление страной, должен знать и уметь больше всех прочих. Положение обязывает.
Относилось это не только к мальчикам, но и к девочкам, которым предстояло если не управлять своим народом, то поехать в другую страну в качестве супруги короля и стать потом матерью наследников.
Так что одним из принципов воспитания монархов была суровость и спартанские условия жизни.
Роль наказания в воспитании ребёнка королевской фамилии
Это может показаться странным, но дети королей не были избавлены от физических наказаний. Их пороли и секли не хуже детей садовника или приказчика.
Людовика XIII Справедливого, того самого короля Франции, о котором идет речь в романе Александра Дюма «Три мушкетера», пороли все детство, с двухлетнего возраста и до самой его женитьбы на красавице Анне Австрийской. Даже в день коронации выпороли, для профилактики. Тогда юному королю было всего 10 лет. Надо сказать, что этот монарх, заложивший основы абсолютизма во Франции, считал, что суровое воспитание пошло ему на пользу. И потому следующего по счету Людовика XIV тоже пороли, пока он не стал «Королем-Солнцем» и не заявил, что «государство — это он».
А вот в соседней Англии решили однажды, что раз уж король — наместник бога на земле, то осквернять тело его наследников поркой недопустимо. Вернее, пороть-то их полезно, но никто, кроме самого короля-отца делать это не имеет права. А ему, как правило, недосуг. Да и не царское это дело — розгами махать. Так и утомиться можно, а «вдруг война, а он уставший»?
И потому практичные британцы нашли другой выход, на редкость манипулятивный и со многих точек зрения небезупречный.
Принцам и принцессам давали в компаньоны другого ребёнка. Все равно играть было больше не с кем. Мальчикам находили сына прислуги или отпрыска какого-нибудь дворянского семейства, девочкам — дочку горничной или фрейлины. Дети проводили вместе почти все время, и, поскольку дружить было больше не с кем, любить больше некого, между ними устанавливались близкие, почти родственные отношения.
И вот этим детям-компаньонам и доставались все наказания и побои, которые заслуживали их августейшие напарники по играм и шалостям. Именно их и называли «мальчиками для битья» и «девочками для наказаний». Причем сами принцы обязаны были смотреть, как за их провинность наказывают приятеля. Таким образом воспитатели надеялись воспитать в будущих королях ответственность за свои поступки, чувство сострадания и отвращение к порокам.
Иногда крепкая дружба оставалась между королем и его «мальчиком для битья» на всю жизнь. Например, король Англии Чарльз (Карл) I сделал своего товарища по детским играм Уильяма Мюррея графом Мэнсфилд и доверял ему так, как никому другому.
Девочек не пороли, но заставляли стоять на коленях в углу или запирали их в темном чулане. И принцесса должна была слушать, как плачет от страха за запертой дверью ее маленькая подружка.
Физическое воспитание наследников
Этой стороне воспитания всегда уделяли большое внимание, во всяком случае, в отношении мальчиков. С раннего возраста их учили драться и плавать, стрелять и фехтовать, ездить верхом и ходить пешком. Монарх должен был быть воином.
К девочкам относились мягче. Но это не означает, что они могли только играть в куклы и спать. Например, все девочки британского королевского семейства — прекрасные наездницы, и королева Елизавета еще совсем недавно совершала регулярно верховые прогулки, будучи уже в весьма преклонном возрасте.
Ее потомки почти все увлекаются тем или иным видом спорта, и приучают к этому своих детей.
Во все времена наследников престола приучали держать осанку. Иногда довольно жестокими методами. Но королевская спина обязана была быть прямой, и точка.
Единственный сын последнего русского царя Николая II, царевич Алексей, не был избавлен от спортивных занятий и тренировок, хотя страдал гемофилией. Он сопровождал Николая, когда тот отправился принять участие в военных действиях, потому что ни юный возраст, ни болезнь не считались достаточным основанием остаться дома. Царевич должен быть со своим народом, и никаких поблажек не предусматривалось системой воспитания, принятой в семье императора.
А сестры царевича в это время трудились, не покладая рук, в госпиталях, вместе со своей матерью, Александрой Федоровной. Выполняли обязанности операционных сестер, помогали при операциях, делали перевязки, с раннего утра и допоздна.
Надо сказать, что в семье русского императора детей хоть и любили, но совершенно не баловали. Девочки и царевич жили по-спартански. Отдельная детская была только у царевича, а девочки жили в комнатах по двое. Спали все на жестких тюфяках, укрывались тонкими одеялами, умывались холодной водой. Младшие донашивали одежду за старшими, хотя, конечно, царская семья не нуждалась. Просто детей приучали к скромности и трудолюбию. Сестры много вязали и шили, а затем эти вещи передавались нуждающимся или продавались на благотворительных аукционах в пользу бедных.
Эмоции под контролем: королевское самообладание
Нет, конечно, не все монархи соответствовали представлениям о несокрушимой выдержке и рассудительности. Но все-таки это считалось очень желательным.
И поэтому маленьких дофинов и инфант строго наказывали за проявление эмоций. Им нельзя было плакать и рыдать. Нельзя было корчить рожицы и хохотать — только сдержанно улыбаться. В Великобритании это требование сохраняется до сих пор, хотя уже не так строго. Члены королевского семейства, даже младшие, не могут ни капризничать прилюдно, ни плакать, ни кричать. Если такое случается, ребёнка немедленно уводят/уносят домой, подальше от людских глаз. Никто никогда не видел королеву Елизавету смеющейся или рыдающей. Она всегда невозмутима, и в лучшем случае на ее лице можно увидеть только фирменную королевскую улыбку, которая также привычна всему миру, как ее разноцветные шляпки и собачки корги.
Наверное, королевское воспитание понравилось бы не всем. Но некоторые моменты и принципы, быть может, и стоило бы взять на вооружение. Вдруг пригодится.