Минздрав и Роспотребнадзор: куда идти жаловаться?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В России здоровьем населения занимается множество самых разных ведомств. Но у граждан на слуху два основных из них: Минздрав и Роспотребнадзор. Именно главы и представители этих департаментов регулярно выступают на публике, рассказывают о ситуации с заболеваемостью в стране, прогнозируют, подводят выводы и в целом представляют собой лицо российского здравоохранения. Подавляющее большинство жителей России смутно понимают разницу между данными организациями. А было бы неплохо знать, кто за что отвечает и куда, к примеру, бежать жаловаться, если что-то не понравилось в обычной поликлинике или в частном коммерческом медицинском центре. MedAboutMe разбирался в нюансах отечественной здравоохранительной политики.

Роспотребнадзор: права потребителя

Роспотребнадзор: права потребителя

Что такое Роспотребнадзор?

Полное название Роспотребнадзора — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В этом названии есть три «ключевых» слова:

  • «надзор» — данная организация выполняет функции контроля, то есть следит за исполнением существующих правил и законов;
  • «потребители» — Роспотребнадзор занимается всеми вопросами в области оказания услуг: будь это вопросы ЖКХ, медицинского обслуживания, получения кредита или покупки товаров народного потребления;
  • «благополучие» — Роспотребнадзор является главным санитарным органом страны. Он контролирует соблюдение многочисленных и разнообразных санитарных норм, организует эпидемиологический контроль: в ресторанах и школах, в местах проживания граждан и в офисах и т. д.

Роспотребнадзор также контролирует эпидемиологическую обстановку в стране в целом, то есть следит за вспышками и распространением инфекций, а также защищает границы государства от проникновения их извне. Введение карантинов, изменения правил досмотра транспортных средств, товаров и людей на границах и в аэропортах, ограничения на пребывание в стране людей из других государств, зараженных различными инфекциями — все это работа экспертов из Роспотребнадзора.

На что можно пожаловаться в Роспотребнадзор?

Эта организация занимается вопросами санитарно-эпидемиологического контроля. Это значит, что в нее можно обратиться по следующим поводам:

  • Борьба с курильщиками, например, с курящим на лестничной клетке соседом.
  • Нарушение санитарно-гигиенических норм, например, в местах проживания граждан. Сюда входят борьба с шумом, плесенью в зданиях и т. п.
  • Нарушение разнообразных СанПиНов (Санитарных правил и норм) и СНиПов (Строительные нормы и правила): от тараканов в ресторане до сквозняка в офисе.
  • Эпидемиологический контроль — борьба с блохами, крысами и иными источниками инфекции;
  • Контроль за качеством продукции.

Кроме того, так как именно Роспотребнадзор контролирует сферу обслуживания населения, качество любых медицинских услуг, полученных в коммерческих клиниках за деньги, относятся к его компетенции. Организация занимается защитой потребителей, вне зависимости от характера оказанных им услуг.

Минздрав: законы и политика охраны здоровья

Минздрав: законы и политика охраны здоровья

Что такое Минздрав?

Министерство здравоохранения разрабатывает политику, стратегию развития отечественного здравоохранения и занимается ее реализацией. По сути, Минздрав устанавливает правила, по которым граждане получают медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Именно это ведомство создает стандарты оказания медицинской помощи и протоколы ведения больных, устанавливает, сколько тех или иных процедур в среднем должно приходиться на одного пациента в месяц и за год, рассчитывает, как часто люди обращаются к врачам и сколько денег должно получить медицинское учреждение за прием каждого человека. Минздрав решает: сколько и каких врачей не хватает. Статистики ведомства собирают и анализируют данные со всей страны по всем заболеваниям, эффективности их лечения, внедрению новых лекарств, их побочным эффектам и т.д.

У Минздрава есть ведомства, которые находятся у него в подчинении: Росздравнадзор и Федеральное медико-биологическое агентство России. Кроме того, ФОМС — организация, занимающаяся распределением страховых денег за медицинское обслуживание, тоже является подведомственной Минздраву.

На что можно пожаловаться в Минздрав?

До того, как жаловаться в Минздрав, следует попытаться решить проблему на нижних уровнях. В поликлинике и в больнице — есть главврач, а в каждом городе, как и в каждом регионе, есть местный департамент здравоохранения соответствующего уровня. Множество вопросов, связанных с качеством обслуживания в государственных медучреждениях, можно решить через свою страховую компанию.

Обращаться в Минздрав имеет смысл по поводу следующих вопросов:

  • Отсутствие доступных лекарств для пациентов с неизлечимыми и тяжелыми заболеваниями: диабет, рак и др., и в том числе вопросы обезболивания.
  • Отказ в лечении, которое должно быть предоставлено в рамках федеральной программы.
  • Нарушения при оказании медицинских услуг, медицинские ошибки и иные вопросы взаимоотношений между врачом и пациентом в муниципальных (государственных) учреждениях.
  • Случаи коррупции и вымогательства денег у пациентов и их родственников и др.
Выводы
  • Столкнувшись с проблемой в области здравоохранения, стоит для начала разобраться: кто ее компетентен решать. После этого необходимо определить ближайшие уровни, на которых может быть принято решение, и обратиться туда.
  • Практически все ведомства, работающие с населением, имеют так называемые Общественные приемные, а также Горячие линии. С помощью подобных сервисов можно оставить свое сообщение — оно обязательно будет рассмотрено.
  • Следует добавить, что периодически те или иные функции передаются от одного ведомства к другому. Чаще всего это происходит в момент смены руководства. Поэтому, понимая общие принципы распределения полномочий, не стоит удивляться, если окажется, что надо обращаться для решения проблемы в другую организацию.
  • Самое важное: свои права, как и свое здоровье , надо уметь защищать. Ликвидируя хаос, ставший причиной проблемы, таким образом человек облегчает жизнь другим пациентам и потребителям, идущим за ним. Помогая себе, мы делаем мир лучше для всех.
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Правила вечернего ухода за кожей

Чтобы подарить коже красоту и здоровье, пересмотрите свои «стандартные» вечерние процедуры по ее уходу. Какие правила нужно соблюдать?

12 правил ухода за кожей после 35 лет

Идеальная кожа после 35 лет – не утопия, а реальность. Главный ключ к ней – правильный уход. Каким он должен быть по мнению косметологов?

Сезонный гид от дерматолога по правильному уходу за очень сухой и чувствительной кожей зимой и весной

Опасность межсезонья: чем грозит смена погоды сухой и нежной коже?

Как ухаживать за проблемной кожей, склонной к акне, с помощью аптечной косметики

Советы и рекомендации экспертов по уходу за проблемной кожей склонной к появлению акне: какие аптечные средства помогут в этой борьбе
Опубликовано 21.11.2016 11:59, обновлено 17.04.2020 17:30
Рейтинг статьи:
4,4

Читайте также

Бьюти-шопинг: права потребителей при покупке косметики
Современные бьюти-средства как детская конфета: яркие снаружи, а вот что внутри – можно посмотреть лишь развернув фантик. Как быть, если покупка оказалась некачественной?
19 июня – День медика!
Редакция MedAboutMe от всей души поздравляет всех медработников с Днем медика!
День медика: что могут врачи?
В День медика MedAboutMe поздравляет всех медработников и выясняет: что врач может, а что он должен делать для пациента?