Когда ребёнок адаптируется к школьной среде, многих родителей волнует вопрос — как сделать уровень его интеллектуального развития высоким? За его сформированность отвечает формирование познавательных процессов: мышления, воображения, восприятия, памяти.
Новый статус и новая социальная роль приносят ребёнку множество неведомых ему обязанностей. Став школьником, он ощущает тяжесть не только учебных требований, но и информации организационного порядка. Для того, чтобы ребёнок был успешным в школе, смог справляться с новыми обязанностями и оправдывал ожидания родителей и учителей, ему необходимо запоминать много новых и часто непонятных вещей.
Как справиться школьнику с такой нагрузкой? Как запомнить нужное, ничего не перепутать, и при этом, радоваться новому статусу ученика, увлекаться обучением и с удовольствием посещать школу?
Мнемотехника — один из инновационных подходов к развитию памяти обучающихся. Как она работает? Эффективно ли применять игры и упражнения мнемоники дома с ребёнком? Ответы в данной статье.
Развитие ребёнка младшего школьного возраста
Нагрузка первоклассника велика. Поэтому ребёнок, поступивший в школу, нуждается в помощи взрослых и, в первую очередь, в поддержке близких. Иногда взрослые удивляются, а, зачастую, и раздражаются из-за того, что ученик забыл информацию или не смог рассказать стих из восьми строф, хотя дома, казалось бы, хорошо подготовился.
Могут ли родители оказать помощь ребёнку в запоминании информации? Да, если будут не просто заставлять и поучать его, но станут использовать специальные техники для развития памяти. Помочь в этом могут специальные игры для запоминания новой информации, сложных слов, предложений, трудного для усвоения материала.
Как работает мнемотехника?
Мнемотехника — это специальные способы запоминания информации с опорой на образы. Образное мышление является главным в дошкольном и младшем школьном возрасте, поэтому дети легче запоминают слова или предложения, представляя их образы. Мнемоника предлагает связывать слова или необходимые для запоминания числа в образные картинки, используя, для этого, самостоятельно придуманные, иногда, даже нелепые связи.
Например, учитель говорит, что завтра урок математики перенесут, и он будет последним в расписании. Первоклассник, слушая это сообщение, может представить картинку, как человечки с названиями предметов выстроились в ряд, а одного, с табличкой «математика», торжественно несут и ставят в конце этой шеренги. Подобная незамысловатая картинка «зацепится» в памяти, и появится гораздо больше шансов, что ребёнок вспомнит эту картинку, а, следовательно — и сказанную учителем информацию.
Мнемотехника отлично помогает в запоминании стихотворений. Отдельной маленькой историей можно связать четверостишие, или же словосочетания, запоминание которых вызывает трудности. Родители могут, вместе со школьником, сочинить историю, которая ассоциируется с содержанием произведения. Но, главным сочинителем, при этом, должен быть сам ребёнок.
Но это не значит, что родитель не должен принимать участие в процессе запоминания материала. Наоборот, пусть ребёнок расскажет маме или папе, как он видит картинку, иллюстрирующую стихотворение. Если он затрудняется и в запоминании, и в создании иллюстрации, следует помочь ему. Иногда помогает рисование сюжета на листе бумаги, сопровождающее строчку за строчкой.
Навыки создания картинок и ассоциативных связей на базе информации необходимо тренировать. Подобные тренировки напоминают игру и, уместны, как во время прогулок, так и во время выполнения поручений ребёнком.
Ошибки родителей
Когда вчерашний дошкольник «превращается» в ученика, почти все родители имеют в отношении него ряд ожиданий. Некоторые из них являются необъективными, портят общение в семье, не позволяют детям испытывать естественное любопытство во время усвоения нового материала. Так бывает, когда родители выставляют свои требования к детям, не учитывая их потребности, интерес, желания и характер. Какие ошибки совершают мать и отец, желая видеть «отличника»?
- Требования делать все уроки сразу после школы. У всех детей разный уровень восприятия информации, разная эмоциональная готовность к обучению и запас сил. Поэтому, прежде чем выставлять требования, нужно понять, что подходит ребёнку. Некоторые дети действительно хорошо занимаются сразу после школы и, если дать им передохнуть, они расслабляются и потом не могут заставить себя сесть за уроки. В этом случае родители должны тренировать в ученике ответственность и четкое следование правилам. Другим ученикам хорошо делать уроки дома помогает «перезагрузка». Они полны сил и лучше запоминают информацию, когда отдохнут после школы — займутся хобби или погуляют.
- Учить и знать, во что бы то ни стало. Иногда, мать и отец ставят выполнение домашнего задания на первое место так, что, за желанием видеть «отличника» перестают замечать личность ребёнка и его возраст. Школьнику трудно запомнить информацию, и сосредоточится на уроках, если он плохо себя чувствует — у него болит голова, он расстроился в школе или дома, его обидели, произошел конфликт с учителем, он голоден или хочет спать. Самого лучшего результата ребёнок может достичь тогда, когда садится за уроки с ясной головой, желанием и интересом.
- Ошибки недопустимы. Нужно все уметь и со всем справляться. У каждого взрослого бывают в жизни ситуации, когда «работа не клеится» или не поддается пониманию. В школьной жизни детей такие случаи тоже не редкость — стихотворение, которое «не ложится», учебный материал, который написан, словно, на непонятном языке — все это рядовые трудности школьной жизни, а не показатель низкого уровня развития ребёнка.
Упражнения для детей дома
Игра «Кинотеатр»
Данный метод запоминания позволяет детям быстро и с интересом запомнить стихотворение или рассказ. Читать произведение следует по одной строчке. После этого нужно попросить ребёнка закрыть глаза и «нарисовать у себя в голове» картинку того, что он прочитал. Не стоит торопить его — картинка должна возникнуть «в красках», четкая, с деталями. На следующем этапе ребёнок описывает словами то, что «нарисовал».
Дальнейшее действие взрослых — связать строчку из стихотворения с тем, что «увидел» ученик, обсудить это с ним, закрепить связь.
Игра «Слова в картинках»
Ребёнку, которому нужно запомнить текст, предлагается подобрать картинки на каждую строчку или предложение. Для этого дети могут использовать вырезки из старых журналов, фотографии, материалы из интернета. Их нужно разложить в соответствующей последовательности и, опираясь, на наглядный материал, запоминать текст.