Принято считать, что няня — исключительно женская профессия, что женщины более приспособлены к уходу за младенцами. Но можно вспомнить примеры из истории и литературы, когда мужчина прекрасно справлялся с воспитанием детей в аристократических семьях. Пока что российские родители с недоверием относятся к няням мужского пола, но молодые люди и мужчины в возрасте готовы предложить свои услуги по воспитанию мальчиков.
Почему многие семьи не спешат доверять няне мужского пола?
Когда-то мужчина-воспитатель не был редким явлением. В 19 веке за наследником дворянского рода ухаживал «дядька» из крепостных крестьян или отставных матросов. А образованием юных дворян занимались гувернеры — французы или немцы. Учителя-мужчины преподавали как в женских, так и в мужских гимназиях.
Сегодня мужчины, работающие воспитателями в детских садах, по-прежнему редкость. Они не стремятся туда из-за невысоких заработков и стереотипов о том, что воспитание детей — «не мужское дело». Социализация мужчины не предполагает развития навыков ухода за маленьким ребёнком.
Успешный пересмотр традиционных гендерных ролей в некоторых странах Европы показал, что сегодня не существует понятий «женская» или «мужская» работа. Отцы обязаны брать декретный отпуск по закону так же, как и матери. Мужчина-воспитатель или помощник по уходу за ребёнком — довольно распространенное явление в этих странах.
Для России и стран СНГ няня мужского пола — пока еще редкое явление. Их гораздо меньше, чем женщин, и их услуги стоят дороже. Но чаще всего семьи просто не доверяют им, считая их менее ответственными или склонными к нездоровым физическим контактам с ребёнком. Как правило, уход за девочками им не доверяют и приглашают к мальчикам старше 2-3 лет.
Помощь мужчины-няни может пригодиться в семьях, где сыновья растут без отцов или лишены других образцов правильного мужского поведения — когда рядом нет дедушки, отчима, дяди или тренера. Также к мужчинам обращаются те родители, у которых был негативный опыт работы с женщиной.
Роль мужчины-воспитателя в жизни детей
Некоторые родители считают, что няне мужского пола доверить ребёнка даже проще, поскольку они спокойнее реагируют на внезапные изменения в самочувствии или поведении. Дети тоже иногда считают, что с мужчиной играть интереснее. Мужчинам-педагогам интересен не просто уход за ребёнком, но его физическое и интеллектуальное развитие. Семьи, в которых есть грудные младенцы, практически не нанимают мужчин в качестве помощников. Но они могут отлично справляться с малышами 2-3 лет и старше.
К сожалению, в российских школах и детских садах крайне редко работают мужчины. В первую очередь, это связано с устойчивым стереотипом о воспитании и обучении как о «женских» делах. К тому же, заработки в сфере образования невысоки, а бумажной работы много, поэтому у мужчин не хватает терпения, и они уходят в другие структуры. И очень многие дети растут без правильной и современной модели мужского поведения.
Главный момент мужского воспитания детей — показать, каким должен быть мужчина и как ему вести себя. Например, мужчина может научить мальчика лучше справляться с обидчиками и защищать слабых. Демонстрировать при этом грубую физическую силу необязательно. Мужчина-педагог может научить не только драться, но и давать и словесный отпор.
Виды услуг, оказываемых мужчиной, делятся на несколько категорий: сопровождение в детский сад, школу или кружок на автомобиле, помощь в выполнении домашних заданий или дополнительные занятия по определенным предметам. Некоторые мужчины также могут вкусно готовить, но в качестве приятного бонуса для семьи.
Как выбрать мужчину-воспитателя?
Как правило, свои услуги в помощь семьям с ребёнком дошкольного или школьного возраста, предлагают молодые люди — студенты или начинающие учителя. Они вполне качественно справляются с такими задачами, как развивающие игры с ребёнком, выполнение домашних заданий, физическое развитие или занятия по школьным предметам. Другая категория — мужчины старше 50, потерявшие работу или ушедшие на пенсию и имеющие интерес к развитию и воспитанию дошкольников или школьников.
Критерии выбора помощника-мужчины практически не отличаются от требований к воспитательницам-женщинам. У них должен быть аккуратный внешний вид, вежливая и корректная манера разговора, и, само собой, вредные привычки не будут плюсом. Но самое главное — умение установить контакт с будущим воспитанником и его родителями.
Многие наниматели выбирают для сыновей именно помощников-мужчин. Они ценят в них аналитический ум, физическую выносливость, тягу к приключениям — все то, что интересно мальчикам дошкольного или младшего школьного возраста. В отсутствии отца или других значимых взрослых мужчин в окружении, помощник-педагог может стать мальчику настоящим другом и авторитетом.
Услуги мужчин-педагогов пользуются спросом не только у одиноких работающих мам, остро нуждающихся в мужском авторитете для сыновей, но и в семьях, где отец присутствует, но не может уделить сыну внимание из-за высокой занятости или частых командировок. Авторитет педагогов-мужчин прошлого доказывает, что воспитание ребёнка не только женское, но и мужское дело.
Сами помощники также находят в своей работе немало плюсов. Работа с ребёнком в семье — это высокий заработок и полное отсутствие бумажной работы, на которую так часто жалуются школьные учителя. Мужчина-помощник получает хороший доход и шанс полностью сосредоточиться на воспитательном и образовательном процессе, а не на написании отчетов и других документов. А семьи, в которых есть мальчики, получают авторитетного педагога и наставника.
Мужчина вполне может помочь мальчику не только в учебе, но и в грамотной социализации — научить правильному общению со сверстниками, действиям в конфликтных ситуациях и даже приемам самообороны. Но речь не идет о бездумном проявлении агрессии, а о воспитании у мальчика уверенности в себе и повышении его самооценки. Умение мыслить аналитически и эффективно, без эмоций приходить к решению проблем — все это позволит мальчику стать сильным не только физически, но и морально. Именно для этого ему нужна значимая мужская фигура.