Неуверенность в себе, низкая самооценка, склонность к зависимостям, агрессивное поведение — могут быть последствиями психологической травмы, которую пережил ребёнок. Какие травмирующие факторы особенно опасны для детского развития? Как воспитывать ребёнка, чтобы не травмировать его психику?
Как проявляется психологическая травма?
Один из признаков заботливого отношения к ребёнку — это следить за его эмоциональным самочувствием, беречь от стрессов и волнений, поддерживать, когда в жизни случаются неприятные ситуации. Так, ребёнок, заручившись поддержкой взрослых, имеет больше шансов вырасти уверенным в себе и сильным человеком.
Когда родители не знают о том, что происходит с детьми во время развития эмоциональной травмы, ребёнок рискует остаться один на один со своими переживаниями. По каким признакам в детском поведении можно понять, что сознание ребёнка травмировано и ему нужна помощь?
Эмоциональные и поведенческие. Отказ от общения, замкнутость, повышенная тревожность, страхи, фобии, плаксивость, агрессивность — направленная на себя или окружающих людей — инфантильное поведение.
Физические. Нарушения пищевого поведения и сна, заикание, энурез, психосоматические заболевания.
Если родители видят, что один или несколько подобных признаков проявляются у ребёнка, следует задуматься над тем, что спровоцировало их появление и как помочь ребёнку с ними справиться. Как это сделать, и какие правила нужно соблюдать?
Нельзя игнорировать опасные симптомы психологической травмы, которые проявляются на психическом, физическом уровнях или являются скрытыми. В обратном случае, это может привести к усилению негативных последствий. Дети, если им вовремя не оказать помощь, живут, привыкая к сильным переживаниям. Чтобы справиться с ними, ребёнок может принять внутреннее решение «не быть здоровым», «не быть взрослым», «не быть ребёнком», «не быть умным», «быть совершенным» и так далее. Так, он защищается от разрушающего действия травмы, однако, его поведение приобретает свои последствия. В первом случае, дети все время болеют, склонны попадать в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Во втором — ребёнок ведет себя так, словно, никогда не вырастет. Его реакции являются детскими, он находится в эмоциональном регрессе. Большой ребёнок — так могут говорить про него окружающие. Он не способен решать проблемы и справляться с трудностями.
Внутренняя установка «не будь ребёнком» — напротив, заставляет стать взрослым раньше времени. Такие дети рано лишаются своей детской части, мало радуются и смеются, не умеют отдыхать, получать удовольствие от жизни и общения. Будучи молодыми, они часто страдают от заболеваний сердца, переживают инфаркты.
Принятое в детстве решение «не соображать» и «не понимать» может привести к тому, что ребёнок станет отрицать свою способность к анализу. Притворяться глупым для него — безопасно и надежно. Таким людям не свойственно достигать высот в личной жизни и карьере, чувствовать себя удовлетворенным и счастливым.
Стремление к совершенству во всем может быть результатом чрезмерной критики, которой подвергался ребёнок, в результате чего сформировалась психологическая травма. Такие люди обладают перфекционизмом, выставляют к себе завышенные требования стараются все делать идеально и того же требуют от других. Они всегда спешат, живут по плану, отклонение от него расценивается ими как грубое нарушение жизненного уклада. С таким человеком не просто находиться рядом.
Зная об этих последствиях, родители стараются всеми силами уберечь ребёнка от психологической травмы. К чему это может привести?
Гиперопека родителей
Если взрослые опекают детей, «стелют соломку» везде, где те могут «упасть», они, тем самым, лишают их важного жизненного опыта и развивают с ними отношения гиперопеки. Что входит в них? Привычка делать за ребёнка все, что относится к его ответственности и то, что он в состоянии выполнить сам. Из-за этого ребёнок не приобретает навык самостоятельности.
Если родители решают проблемы за детей в школе, институте, защищают их каждый раз, даже, когда об этом никто не просит — дети не знают, что такое преодолевать препятствия и отстаивать свою точку зрения. В будущем, это может привести к тому, что они не смогут постоять за себя, когда близких не будет рядом, не будут иметь уважения со стороны окружающих людей.
Иногда дети страдают сильнее и переживают последствия эмоциональной травмы, если взрослые всеми силами стараются уберечь их от неприятного жизненного опыта. Как быть родителям? Где искать «золотую середину» в отношениях с детьми?
Травма развития у ребёнка
Бывает так, что травматический опыт является неизбежным. Это происходит, когда ребёнок переживает возрастной кризис и его взгляды и чувства сталкиваются с родительской системой восприятия. Так, например, дети могут принимать все события слишком близко к сердцу, переживать по этому поводу, и, со стороны родителей, является невозможным создать им такие условия, где они могли бы чувствовать себя хорошо. Травма развития, в таком случае, проживание болезненных эмоций, сопротивление взрослым, душевная боль — необходимые процессы детского взросления. Они являются частью переломного момента для психики, однако, без них невозможно развитие той стороны личности, которая станет отвечать за преодоление препятствий и сохранение душевного здоровья.
Травма и чувство вины
Невозможно воспитывать ребёнка так, чтобы эмоциональная травма ни разу не коснулась его. В обратном случае, это будет воспитание «под колпаком», в тепличных условиях, где зависимость от других — главный фактор выживания. Родители могут винить и ругать себя, когда понимают, что, в некоторых случаях, им не удалось уберечь ребёнка от негативных событий или они сами, по ошибке, причинили ему вред. Чувство вины родителей усугубляет проблемы взросления ребёнка, портит отношения между ними. Следует снять с себя обязательства быть «идеальным взрослым», перестать ругать за любые промахи в воспитании — так, ребёнок тоже научится принимать себя с недостатками, и вероятность развития эмоциональной травмы станет значительно ниже.
Травмированные дети
Что делать, если родители понимают, что ребёнок пережил стресс, последствия которого негативно отражаются на его психическом здоровье?
Понять, что переживание любого негативного опыта, с одной стороны, может ранить детскую душу, а с другой — закаляет его способность приспосабливаться к трудностям, находить в себе ресурсы, чтобы справляться, «не разрушать» себя или других. Получить травму человек может не только в детстве, но и во взрослом возрасте и тогда ему гораздо труднее будет пережить ее, если родители все время защищали его от получения отрицательного жизненного опыта.
Для здоровья детской психики намного важнее, если взрослые станут поддерживать ребёнка в трудный жизненный период, будут рядом, позволят проживать чувства, покажут ему, что в жизни есть место не только радости, но и гневу, печали, боли. Только приняв и прожив эти чувства до конца, дети обретают возможность обладать устойчивыми психическими реакциями и здоровьем.