Еще в царской России дети из богатых семей с детства изучали несколько иностранных языков. Приставленные к ним учителя и гувернантки зачастую в совершенстве владели французским, английским или немецким языком, носителем которого и являлись. Из юных дворян вырастали хорошо и разносторонне образованные люди, изучавшие литературу, историю, арифметику, астрономию, географию, владеющие игрой на музыкальных инструментах. У представителей других сословий возможность изучать иностранный язык появилась только в советское время. Сегодня у родителей и их детей гораздо больше возможностей.
Чем поможет ребёнку знание иностранного языка?
Знание иностранного языка в современном мире необходимо не только людям, профессия которых связана с общением с людьми из других республик и государств, но и простым обывателям. Базовый английский язык нужен для продвинутого использования функций компьютеров и смартфонов, чтения этикеток и многих инструкций.
В век интернета продукцию часто заказывают в интернете из-за рубежа, и не всегда к ней есть аннотации. Людям, освоившим иностранные языки, открываются многие горизонты, начиная от возможности заработка до просмотра фильмов и сериалов без перевода. А также чтения книг, свободного общения во время поездок за рубеж.
Кроме того, ребёнок, который в раннем возрасте начинает изучение иностранного языка, легче адаптируется в новой среде, быстрее осваивает другие ветви языковой семьи. Часто начиная с одного языка, современные дети к концу школы знают по два-три языка, помимо родного. А в дальнейшем и вовсе становятся полиглотами.
Умение свободно общаться на нескольких языках расширяет спектр возможных профессий и знакомств. Дети — абитуриенты могут стать дипломатами, переводчиками, или любыми другими специалистами, приглашенными за границу. Личная жизнь также может изменить свое направление. Заключить брак с иностранцем гораздо легче, если изначально не требуется привлекать для общения переводчика.
Какой язык выбрать для изучения?
Традиционными иностранными языками для изучения в России считались английский, немецкий и французский. Английский язык признан международным, используется на переговорах во многих странах. На него переведено огромное количество литературы, информационные технологии и программирование также идут с ним рука об руку.
Однако в последнее время родители часто отдают своих детей на изучение японского языка. Это связано с тем, что Япония — развитая страна, передовик в области строительства, технологий, роботостроения и архитектуры. Там проходит много научных и студенческих саммитов, съездов и фестивалей.
Среди молодежи последнее десятилетие широкую популярность имеет японская кухня и аниме. В целом, азиатская культура и религия все больше притягивает взор пресытившегося европейца.
Перспективным для изучения считается и китайский язык. Это объясняется широкомасштабным государственным, экономическим и политическим сотрудничеством с этой страной других государств, а также огромным количеством носителей языка. Поскольку население Китая самое большое по численности в мире, то очевидно, что их национальный язык однозначно будет востребован в разных отраслях. Испанский и арабский языки также актуальны и востребованы.
Набирает популярность турецкий язык, ведь Турция выходит на мировую арену не только в качестве туристической страны. Некоторые родители делают выбор по противоположному принципу, чтобы ребёнок стал носителем редкого языка. Тогда в определенной среде он станет ценным специалистом. Главное, чтобы ему это было по душе.
В каком возрасте детям лучше начать изучение языка?
Дети из интернациональных семей с самого детства имеют возможность говорить и писать как минимум на двух языках. Этот процесс, как правило, происходит естественно. Взрослые просто общаются с малышом на разных языках, и он в течение нескольких лет осваивает их.
Когда мама говорит на своем языке, а папа — на своем, такой метод называют «один родитель — один язык». Некоторые родители придерживаются принципа «одно место — один язык» и общаются с детьми дома на одном языке, на улице — на другом. Или «одна ситуация — один язык», «одно время — один язык». Эти методы означают избирательность применения одного из языков. Например, в определенной ситуации, только когда хвалят или ругают ребёнка, говорят ему что-то личное или разговаривают по телефону. Либо в определенное время: перед сном или утром.
Часто у детей-билингвистов лучше развиваются речевые способности, дальнейшее освоение языков у них проходит успешнее. Поэтому многие родители стремятся воссоздать подобную ситуацию, с рождения приглашая к малышу няню-носительницу другого языка. Или выбирают врача-иностранца, или специализированные ясли, где есть воспитательницы из других стран. Ребёнок в таких условиях быстрее учится, чем когда к нему два раза в неделю приходит репетитор.
Но и более позднее изучение языка возможно. Дошкольники и дети в начальной школе при хорошей системе обучения быстро запоминают материал, возраст не помеха и для взрослых людей. Главное, чтобы присутствовала практика употребления языка с носителями.
Как выбрать репетитора?
Выбирая преподавателя или школу изучения иностранного языка для ребёнка, стоит отдать предпочтение учителям — коренным носителям языка. Тогда процесс обучения будет лишен излишней методичности, не будет риска развития пассивного языка, когда ученик понимает, что ему говорят, но сам общаться не может. Либо репетитор должен иметь большую практику живого языка помимо университетских знаний.
Многие поколения российских школьников на своем примере показали, что изучение языка по учебнику, без общения с реальными иностранцами, не приводит к успеху. Большинство людей семь и более лет учили в школе иностранный язык, и в итоге совершенно его не освоили.
Современные технологии позволяют общаться с людьми других национальностей, не выходя из дома. Организовывая ребёнку занятия — беседы по скайпу, к обучению могут подключиться и сами родители. Часто это обучение оказывается бесплатным, а точнее бартерным, обе стороны обучают друг друга своему языку.
Поэтому, выбрав репетитора, стоит, в первую очередь, отслеживать, насколько ребёнок может участвовать в разговоре, формируется ли у него речь. Расширить словарный запас и изучить грамматику не столь трудно. Ведь этому хорошо учат и в общеобразовательных школах.