Крупная моторика — это движения, требующие больших мышц тела. Дети осваивают множество этапов в первые несколько лет, и многие из них связаны с навыками крупной моторики. Эти движения «всего тела» требуют координации крупных групп мышц, таких как мышцы ног, рук и туловища.
Навыки крупной моторики необходимы для повседневной деятельности: без них невозможны ходьба, прыжки, сохранение равновесия, удары ногами по мячу, бег и лазание. Освоение этих навыков позволяет ребёнку выполнять повседневные задачи, даже такие, как сидение на стуле, залезание на кресло и бросание мяча. В нашей статье возрастная шкала нормы крупной моторики для детей, а также нескучные игры для развития этих навыков и причины задержек.
Что такое крупная моторика?
Навыки крупной моторики — это движения, требующие участия крупных мышц, такие как переворачивание, ползание, ходьба, лазание и прыжки. Поскольку навыки крупной моторики включают движения всего тела, они необходимы для других способностей, таких как равновесие, контроль тела и координация.
Крупная моторика против мелкой моторики
Физическое развитие у маленьких детей можно разделить на крупную и мелкую моторику. В чём разница? Буквально в размере.
- Навыки крупной моторики требуют более крупных мышц.
- Напротив, мелкие моторные навыки описывают небольшие движения мышц, обычно выполняемые руками и запястьями. Мелкие моторные навыки позволяют держать карандаш, рисовать, нанизывать бусину на нитку, есть приборами (и пальцами) и подбирать или манипулировать мелкими предметами.
Крупная моторика у младенцев, детей ясельного возраста и дошкольников
Навыки крупной моторики на самом деле имеют решающее значение для развития мелкой. В конце концов, вы не сможете использовать ножницы (для которых нужна мелкая моторика), не сидя за столом, не стабилизируя корпус и не двигая руками (крупная моторика). Как мелкая, так и крупная моторика требуют сложной координации мышц и нервных сигналов от головного мозга, и их освоение — это огромное достижение для малыша!
В каком возрасте какие навыки крупной моторики для детей считаются нормой? Важно отметить, что физическое развитие не всегда идет по прямой, поэтому не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми его возраста (как бы заманчиво это ни было). Тем не менее, существуют определённые сроки.
Вот несколько примеров основных этапов моторного развития у младенцев, малышей и дошкольников по возрастам. Важно: этим срокам соответствуют 75% здоровых малышей, так что небольшие отклонения тоже вполне могут быть нормой!
Крупные моторные навыки у новорожденных и маленьких детей (0—6 месяцев)
- Переворачивание со спины на живот и наоборот.
- Поворачивает голову в сторону, лежа на спине, а также во время лежания на животе.
- Может поднять верхнюю половину туловища, «отжимаясь руками», когда лежит на животе.
- Пинки ногами и движений руками, лежа на спине.
- Малыш поднимает и удерживает голову, когда его тянут вперёд за ручки при присаживании.
- Подтягивание ног ко рту в положении лежа.
- Крупные моторные навыки у детей старшего младенческого возраста (6—12 месяцев).
- Ребёнок сидит без поддержки.
- Дотягивается до предметов в положении сидя.
- Перемещение тела в разные положения (например, садится из положения лёжа).
- Ползает на животе, а затем на четвереньках.
- Встаёт у предметов.
- Может постоять несколько секунд без поддержки.
- Ходьба с поддержкой и, возможно, несколько шагов без поддержки
Крупные моторные навыки у детей в возрасте от 1 года до 2-х.
- Приседание на корточки, чтобы что-то поднять.
- Ребёнок может стоять без поддержки.
- Сам ходит.
- Может носить предметы во время ходьбы.
- Ползание, а затем ходьба по лестнице — обычно с помощью рук или поручней.
- Сползать вниз по лестнице на животе, ногами вниз.
- Бег, хотя годовалые дети обычно легко падают.
- Самостоятельно сидеть на небольших предметах без поддержки со спины.
- Залезать на крупные предметы, а затем разворачиваться, чтобы сесть.
Навыки крупной моторики у детей от 2-х лет.
- Достаточно уверенные (без поддержки и постоянных падений) ходьба и бег.
- Малыш может легко останавливаться и опять начинать движение без падений.
- Самостоятельный подъём и спуск по лестнице приставным шагом: на одной ступеньке оказываются две ноги.
- Прыжки на месте двумя ногами.
- Пинки по мячу любой ногой.
- Ребёнок учится бросать предметы руками.
- Стоять на цыпочках.
- Крупные моторные навыки у детей 3-х лет.
- Может недолго постоять на одной ноге.
- Ходьба назад и вбок.
- Прыжок вперед на небольшое расстояние.
- Езда на трёхколесном велосипеде без родительской ручки.
- Ловля большого мяча: обычно руки при этом напряжены и вытянуты.
Крупные моторные навыки у детей от 4 лет.
- Нормально подниматься и спускаться по лестнице: без поддержки и наступая одной ногой на одну ступеньку.
- Демонстрация хороших навыков бега, прыжков и лазанья.
- Может прыгать на одной ноге
- Легко ловит мяча руками.
- Может ходить на цыпочках.
- Оббегает препятствия при беге.
Крупные моторные навыки у детей от 5 лет.
- Прыжки на разных ногах.
- Прыжки через скакалку.
- Может ходить по бордюру (узкой тропинке), почти не теряя равновесия.
- Бег, при котором есть момент отрыва обеих ног от земли — как у взрослых.
- Свободная езда на велосипеде (возможно, без дополнительных колес).
- Плавание, танцы и катание на коньках.
- Свободно играет в разные игры с мячом.
Понятно, что малыш в месяц не сможет переворачиваться с боку на бок, и далеко не все дети в год начинают ходить. Но если подошёл срок для следующего набора навыков, а у ребёнка освоены не все из предыдущего списка — стоит обратить на это особое внимание.
Обращайте внимание не только на то, выполняет ли ребёнок задачи из списка, но и как он это делает. Например, сидеть можно на попе, а можно, поджав ноги в коленках, «кузнечиком».
Специалисты не особенно одобряют последний вариант и даже считают его опасным: подробнее о W-позе читайте в отдельной статье.
Занятия по развитию крупной моторики
У каждого ребенка есть свой график развития крупной моторики, и навыки обычно приходят сами собой. Тем не менее, родители могут поощрять занятия, которые способствуют развитию крупной моторики, например, перечисленные ниже: они одобрены экспертами в педиатрии!
Вот как помочь ребёнку с рождения и до школы быстрее развиваться физически.
Развиваем крупную моторику у грудничка
Регулярно практикуйте выкладывание на живот — это укрепляет большинство самых нужных младенцу мышц. Ассоциация российских педиатров рекомендует начинать выкладывать на животик сразу по возвращении из роддома.
Делайте около двух-трёх ежедневных сеансов по несколько минут и постепенно увеличивайте продолжительность. «Большинство родителей считают, что выкладывание на живот должно быть длительным, но на самом деле даже одной минуты поначалу достаточно, пока младенец не сможет переносить более длительные периоды», — говорит Кристал Барчаки, врач эрготерапевт. — «Обратите внимание, что выкладывание малыша животиком на ваш торс имеет особое значение для детского развития, особенно в период новорожденности. И лучше всего это делать с прямым контактом кожа-к-коже».
Ложитесь на пол вместе с ребёнком. Обеспечьте малышу мягкое и безопасное место для отработки навыков крупной моторики. Вы можете играть вместе с ним, положив любимую игрушку вне досягаемости и наблюдая, перевернется ли он, чтобы её найти.
Достаньте безопасное зеркало и поставьте его рядом с головкой малыша, чтобы побудить его поднимать голову, а затем и верхнюю часть туловища. Покажите ему, как смотреть в зеркало, отжимаясь. Корчите смешные рожицы, чтобы побудить ребёнка уделять больше времени укреплению верхней части тела.
Играйте в прятки. Дети любят подражать своим любимым взрослым, и отработка навыков крупной моторики должна быть веселой. Ложитесь перед малышом лицом вниз, а затем поднимите голову и плечи и скажите: «Ку-ку!». Улыбайтесь и смейтесь во время игры, и ребёнок в конечном итоге будет копировать ваши действия.
Используйте игровые туннели для практики ползания. Поместите любимую игрушку или загляните сами в конец туннеля, и пусть малыш потренируется ползать до конца.
Некоторые дети пропускают период ползания — после переворотов и самостоятельного сидения сразу начинают ходить. Хотя родители могут считать это нормой или даже поводом для гордости, неврологи и ортопеды не согласны. Почему? Читайте в статье «Зачем ребенку нужно ползать и почему он не хочет это делать?».
Развитие навыков крупной моторики для детей от года
- Придумывайте простые игры для малышей, чтобы развивать основные навыки. Например, развивайте равновесие, предлагая ребёнку переносить предметы из одного места в другое. Поставьте две коробки по обе стороны комнаты, одну пустую, а другую наполните мягкими игрушками. Поиграйте в «спасение животных» и придумайте игру, в которой нужно переместить животных с одной полки на другую. Играйте в уборку: это и навыки моторики, и основы хороших привычек на будущее.
- Прыгайте. Малыши любят прыгать, поэтому они, вероятно, будут в восторге от небольшого батута или, если это возможно, прыжков на диване. Это позволит им выплеснуть немного энергии, пока они тренируют координацию и укрепляют ноги и корпус. Однако не используйте прыгунки: по мнению экспертов, они вовсе не способствуют развитию контроля над туловищем, необходимого для сидения и ползания, и могут усугубить хождение на цыпочках.
- Создайте полосу препятствий. Домашняя полоса препятствий может дать ребёнку пространство для практики равновесия, бега, ползания и пространственного восприятия. Предлагайте малышу после года подниматься по лестнице самостоятельно, придерживая (но не подтягивая!) его за руку. Многие дети могут начать подниматься по лестнице в 16 месяцев или даже раньше. Подъём по ступенькам позволяет совершать возвратно-поступательные движения (осознание тела и навыки различения), которые являются основополагающим развитием для спортивных навыков.
- Устраивайте танцевальную вечеринку: включите музыку и двигайтесь! Можно совмещать игру на внимание и крупную моторику, танцуя с воздушными шариками: пока музыка играет, постарайтесь удержать воздушные шары в воздухе, подбрасывая их руками и телом, а когда мелодия закончится, поймайте воздушный шар и замрите на месте. Эта простая вариация классической игры развивает координацию рук и глаз, равновесие, силу корпуса и верхней части рук.
- Предлагайте малышу ходить босиком: это не только укрепляет мышцы стопы и голеностопа. Учёные выяснили, что при ходьбе без обуви дети чаще смотрят вперёд и вверх — что развивает также мышцы торса.
Занятия по развитию крупной моторики для младших дошкольников
- Объедините развитие крупной моторики с обучением. Напишите буквы или цифры на бумаге, вырежьте их и прикрепите к стене. Затем пусть ребёнок бросит маленьким мячиком в стену, чтобы посмотреть, в какие буквы или цифры он сможет попасть. Вы можете называть буквы или цифры вместе, чтобы развивать крупную моторику и одновременно изучать алфавит и основы арифметики. Как усложнить задачу? Прицельно попадать в буквы, чтобы складывать слова, или изучать сложение на цифрах.
- Используйте детские площадки: там масса возможностей практиковать навыки крупной моторики, прыгая с небольшой высоты, балансируя на оборудовании и лазая. Позвольте детям всё это делать без поддержки, просто стойте рядом наготове. Большинство детей инстинктивно знают, могут ли они успешно залезть на что-то; обычно это родители беспокоятся и останавливают ребёнка.
- Меняйте коляску на детский спортинвентарь. Трёхколесный велосипед, беговел или самокат отлично развивают самостоятельность, равновесие и координацию.
- Больше гуляйте в парках и в лесах. Там не только воздух чище: ищите неровные тропинки, ещё лучше — если есть возможность шагать с камня на камень, балансировать на пеньке, перепрыгивать через ветки. Все эти различные способы движения задействуют совершенно отличные от ходьбы по асфальту мышцы.
- Играйте на улице и соберите детскую компанию. Быстрое развитие крупной моторики происходит, когда дети играют в классики, в мяч, бегают друг за другом и занимаются обычными детскими играми.
Задержка освоения навыков крупной моторики
Хотя небольшие задержки обычно нормальны, пропущенные этапы могут указывать на задержку развития основных навыков моторики. Самый частый случай — это нехватка пространства и/или мотивации двигаться у малыша.
Иногда задержки вызваны медицинским состоянием, таким как рахит, последствия травмы или ношения ортезов, гипсования тазобедренного сустава, частых болезней, низкий мышечный тонус (гипотонус), расстройства центральной нервной системы или мышечных структур.
Особенно важно обратиться к врачу с проблемой, если ребёнок вдруг разучился делать то, что уже умел: ему стало сложно вставать, он начал спотыкаться при ходьбе, не может поймать мячик. Учёные из РГМУ им. Н.И. Пирогова пишут: это тревожный симптом!
Лечение задержек моторного развития обычно включает физиотерапевтические процедуры, массаж, плавание, лечебную гимнастику, при необходимости — лекарственные препараты.
Если ребёнок не только плохо осваивает навыки, но и часто натыкается на предметы, падает, стоит знать: учёные из Института детского разума связывают такую симптоматику в исследовании с диспраксией. Читайте о ней в статье «Синдром неуклюжего ребенка: что надо знать о диспраксии».
Использованы фотоматериалы Unsplash