«Словом можно убить» — это утверждение как нельзя лучше относится к литературе, если она подается в крайне уязвимый подростковый период. Желание познакомить ребёнка с реальностью при помощи неоднозначных, порой жестоких художественных приемов может привести к возникновению кошмаров, насаждению ложных ценностей, а также утверждению довольно пессимистичных настроений. Что из школьной программы нужно обсуждать вместе с ребёнком, проведя тщательный анализ поступков, высказываний героев, а что и вовсе не следует предлагать подростку, особенно, если он не отличается устойчивостью психики и несгибаемым оптимизмом — расскажет MedAboutMe.
Куприн: неоднозначно, хлестко, истерично
Тексты Куприна щекочут нервы, они пробуждают неясную тревогу и душевное напряжение. Так, героиня «Гранатового браслета» Вера до ключевых событий повести жила в состоянии «самоуспокоенности» — которая после встречи с умершим поклонником воспринимается как ошибка и большой недуг. Куприн воспевает душевные томления и острые чувства. Вера слушает завещанные ей сонаты Бетховена и со слезами раскаяния и просветления переживает эмоции Желтенкова, вспоминая его жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть».
Необычные истории, которыми делится Куприн с помощью своих вымышленных героев и героинь, могут найти созвучные чувства в душе молодого человека, подростка (но не раньше!). Но идеалы Куприна подчас слишком высоки и далеки от реальной жизни. А главное — все повествование пронизано тайными знаками и символами, сулящими недобрые вести. Число гостей на вечере равнялось тринадцати, мрачно отметила Вера; «отвратительные погоды» созвучны настроению главной героини и предвещают ураган, который разнесет тихое семейное счастье Шеиных; гранаты браслета переливаются, «точно кровь». Нет, воистину, читать подобные повести следует человеку с четкими, определившимися жизненными ориентирами, но не подростку с его гормональными бурями и без того неустойчивым настроением.
Повесть «Суламифь», пронизанная неприкрытой страстью, Максимом Горьким была признана аморальной литературой. В наш век литература изобилует и более пикантными подробностями (достаточно вспомнить «50 оттенков серого»), и она вполне может попасть в руки школьника. Но интересно другое — песнь торжествующей любви Куприна непременно должна оборваться, один из героев — погибнуть, а другой будет вечно жить сладостными воспоминаниями. Разве это нормально? В переводе на язык молодых людей, он как бы поет гимн бурному, яркому, но недолговечному роману и словно говорит — такая несчастная любовь может быть правильной. На этом фоне относительно спокойные отношения, которые уже могут связывать старшеклассников, выглядят скучно и серо.
Другим произведением, который включен в дополнительный список классики, рекомендуемый к прочтению старшему школьнику, является «Яма». С момента написания читатели и критики относились к повести настороженно — ведь темой является жизнь проституток в публичном доме. Более того, автор посвящает ее «матерям и юношеству» — вероятно, в попытке предостеречь и гневно обличить преступное мироустройство. В попытке познакомить обывателя с бытом девушек неприглядного положения, автор, не щадя читателя, погружает его в атмосферу ужаса, болезней, сомнительных развлечений и развязывает историю трагическим концом. Подумайте, стоит ли ребёнка погружать в триста страниц развратной повести?
Психолог Анастасия Менн рассуждает так: «Дети все разные (как и взрослые) и поэтому категорично говорить о неоднозначном, даже негативном влиянии некоторых произведений классической литературы я бы не решилась. Ну и, конечно, всё зависит от учителя. Современный подросток зачастую уже осведомлён о теме женщин лёгкого поведения, а «Яма» может стать такой платформой, с помощью которой у него появится определённое не самое лучшее отношение к этому, некоторая брезгливость, ассоциации с чем-то неприятным, что может быть вполне неплохо.»
Александр Иванович Куприн ставит перед собой сложные личностные и социальные проблемы, как писатель-реалист описывает без прикрас попытки выживания личности в подчас аморальной среде. Стоит ли ребёнка знакомить с чувством безысходности? Это вопрос остается открытым и должен решиться в каждой семье индивидуально. Но лучше оставить знакомство со спорными моментами мировой литературы после восемнадцати лет.
Бунин: о природе и о вечном
Бунина называют певцом русской природы, и вполне заслуженно. Его описания пейзажей живописны, полны глубокой силы и восторженности. Но помимо темы живой природы, Бунин любил философствовать на тему жизни и смерти — и любви. И, как все философы, свои рассуждения он оставлял не для маленьких детей и не для больших детей (подростков) — его точка зрения рассчитана на восприятие взрослыми. «Бунина принято называть «взрослым» писателем, ведь нет ни одного его рассказа или стихотворения, которые могли бы войти в круг детского чтения», говорят критики творчества нобелевского лауреата. Что может оказаться небезопасным для незрелого ума?
Социальные драмы и трагедии вполне доступны для понимания и осмысления старшеклассником. Однако некоторые темы преподносятся в качестве идеала, в частности, тема несчастной любви трактуется, как и у Куприна — однозначно положительно. Страдания очищают и возвышают, но в «умеренной дозировке».
Возвышенные чувства у Бунина непременно граничат со смертью и тленом. В рассказе «Митина любовь» главный герой погибает, не выдержав потери возможности быть вместе со своей возлюбленной. Автор описывает «глубокое метафизическое ощущение трагической природы человека». Да, подобная встряска может быть полезна для людей обломовского склада личности — для побуждения к деятельности и к самой жизни. Но будут ли полезны описания метания высокого, чистого, одухотворенного существа, продирающегося сквозь «земные мерзости» для депрессивных личностей, для того подростка, кто сможет увидеть в произведении легкость гибели как единственно верный выход из положения?
«Разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» — так вопрошает героиня «Темных аллей». И сам автор так выразился о своем произведении: книга рассказывает о любви, «о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях». Если ваш ребёнок и будет читать это произведение, то стоит разбирать спорные моменты вместе с ним, для того, чтобы предоставить здравую оценку происходящему.
Пастернак: беспощадная история
Цикл стихотворений о Петербурге дети перечитывают с большим удовольствием. В отличие от непонятного им порой «Доктора Живаго». И впрямь, вопросы, которые нобелевский лауреат поднимает в своем произведении и неприглядные революционные картины не предназначены для прочтения ребёнком — этот шедевр можно и нужно читать взрослому опытному человеку.
Нужны ли вашему ребёнку тучи, сгущающиеся над доктором Живаго и его окружением?
Насилие над юной девушкой, спаивание родственника до самоубийства, выстрелы из пистолета посреди праздника, бесконечные смерти случайных и не очень людей на протяжении всего романа, долги, бесчинства, разруха, беспризорщина, сумасшествие, обман и измены — все эти ужасы могут заслонить для ребёнка то главное, что хотел сказать Мастер. Кошмары ребёнка не стоят познания смысла жизни и исторических событий революционной России.
Белый Бим Черное Ухо
На долю несчастного пса, добрейшего «интеллигента», выпадают все мыслимые и немыслимые несчастья. Начинается все с самого страшного кошмара любой собаки — любимый хозяин попадает в больницу. Встречает пес на своем пути и добрых людей, которые его защищают, но в поисках хозяина собаку неоднократно ловят, похищают, бьют, несправедливо обвиняют, она попадает в ДТП. Счастливого конца не будет — собаку отдают собаколовам и она умирает в карантине накануне того, как выписанный из больницы хозяин находит ее остывающее тело.
Несмотря на несколько «детское» название, книга содержит недетские вопросы — о выживании в среде травли, об одинокой старости, о предательстве и об отчаянии. Причем героя (собака лишь символ) настигают страдания несмотря на то, что он — положительный герой. Да, в жизни такое случается, когда хороший человек страдает «ни за что», но с художественными приемами Троепольский все же «перегнул». Как в кино, концентрация бед не соответствует действительности — однако, попробуйте объяснить это ребёнку, который всей душой сочувствует бедному песику. Душевная травма почти гарантирована.
MedAboutMe предупреждает: не оставляйте ребёнка один на один с произведениями, в которых кроется тайный трагический смысл, в которых много жестокости и порока. Желательно обсуждать с ребёнком все моменты, которые его впечатлили, и, может быть, взволновали и напугали.