Что такое красота? Какие вещи мы считаем прекрасными? Почему нам нравится любоваться прекрасным? Об этом и многом другом — в статье MedAboutMe.
Почему человеку хочется смотреть на красивое?
Если рассуждать логически, то красота современному человеку вроде бы и не нужна. Для комфортной жизни не обязательно, чтобы диван, на котором мы сидим, был красивым — достаточно, чтобы он был удобным и функциональным. Спутнику жизни совсем ни к чему быть писаным красавцем — хватит и того, что он здоров, может воспроизводить потомство и зарабатывать деньги. Однако не все можно объяснить логикой. Автомобилю не обязательно сиять лаком и поражать изящными линиями: нужно, чтобы он был надежным, безопасным и экономичным. Да и пищу вовсе не обязательно красиво сервировать — вкусно, питательно, сбалансированно, и на том спасибо, казалось бы. Но, кроме сознания, наш мозг умеет работать и на глубинах подсознания — а там правят совсем другие законы.
Согласно одной из гипотез, чувство прекрасного известно людям с давних времен. И это не блажь, а жизненная необходимость. У древнего человека не было интернета и социальных сетей, и даже книги появились далеко не сразу. Он воспринимал окружающий мир исключительно таким, какой он есть здесь и сейчас, и преимущественно — через зрение. Для выживания приходилось быть очень внимательным к тому, что человека окружает. Например, он смотрел на фрукт, лежащий на земле, и думал — можно ли его есть? Если фрукт яркий, сочный, симметричный — скорее всего, он окажется вкусным и пойдет на пользу. А если он сморщенный, деформированный, покрытый бурыми пятнами — его лучше не есть.
Ученые предполагают: на заре времен люди ели все подряд, не задумываясь о вкусе и пользе. Но со временем они стали замечать, что от внешне привлекательных плодов в животе становится приятно, а от сморщенных и заплесневелых, дурно пахнущих, живот болит, а то и вообще можно и умереть. Так в ходе эволюции где-то в глубинах психики закрепилось: яркий, сочный, ровный фрукт — это безопасно. Иными словами, выбирай красивую еду — и будет тебе хорошо. Если, конечно, это не мухомор — очень красивый и ядовитый гриб, но во всем бывают исключения.
Критерии красоты, разумеется, касались не только пищи. Партнеров тоже выбирали по внешнему виду — и не только из желания похвастаться перед соседями. Стройная девушка с хорошей кожей и ровными зубами наверняка здорова и принесет сильное потомство. Высокий, мускулистый мужчина без следов пороков развития будет отличным добытчиком и не даст семье умереть с голоду, да и дети от него, скорее всего, будут рождаться здоровыми и сильными. Так закреплялись в сознании людей каноны красоты, ключевым в которых было здоровье — как возможность выжить в суровом мире дикой природы.
Что влияет на зрительное восприятие?
Еще в середине прошлого века британский ученый Семир Зеки стал основателем новой науки — нейроэстетики. Он посвятил свою жизнь изучению того, что человеческий мозг считает красивым. И вывел несколько критериев красоты, которые универсальны во все времена — несмотря на моду:
- Загадочность. Человеческий мозг любит разгадывать загадки. Поэтому у нас не проходит мода на оптические иллюзии. И по этой же причине интригующее декольте кажется более привлекательным, чем полная обнаженность.
- Совпадения. Почему люди видят в пятнах на луне лицо грустного человека? Потому что такой образ кажется им знакомым. Интересно, что мозгу нравится находить совпадения, но при этом они не должны быть слишком сильными. Поэтому человекообразные обезьяны кажутся нам некрасивыми — они очень уж похожи на людей.
- Преувеличение. Если нам что-то нравится, мы хотим этого еще больше. К таким выводам пришли ученые, поставим эксперименты на птенцах чайки. Оказывается, птенцы очень радуются при виде мамы, несущей в клюве вкусную еду (об этом им говорит красное пятнышко на клюве). Но точно также они будут радоваться при виде обычной палочки с красной полоской. А если таких палочек будет несколько — придут в полный восторг.
- Контраст. Когда древний человек охотился, ему очень важно было найти свою добычу. А его жертве, напротив, спрятаться. Но если жертва была слишком контрастной по отношению к окружающей среде — ее легко находили. Охотник при этом радовался, а мозг запоминал: контрастное — это хорошо. А все, что хорошо — это красиво.
- Группировка. Мозг любит сочетать объекты вместе, определять их в какую-то группу. Так проще, а значит — и безопаснее. Поэтому людям на протяжении многих веков нравится живопись, ведь она позволяет узнавать привычное в разноцветных пятнах краски.
- Акценты. Фокусировка внимания очень важна для мозга — выцепить среди других сородичей свою пару, выхватить взглядом приметы притаившегося в чаще хищного леопарда или быстрого оленя. Все это помогало выживанию и записалось на подкорке. И сейчас нас восхищает работа художников, умеющих несколькими штрихами выделить главное, показать акценты внешности.
- Ритм. Мозг — очень экономный, он не хочет расходовать энергию зря. Поэтому повторы будут привлекать наше внимание.
- Симметрия. Симметричные черты внешности ассоциируются со здоровьем, нарушение симметрии — с болезнью и патологией.
- Визуальные метафоры. Нас восхищает умение передать картинкой множество слов. Например, карьерный рост изображают в виде человека, идущего по лестнице, а глобальное потепление — в виде шарика тающего на солнце мороженого. Поэтому такой популярностью пользуется визуальная реклама — в ней показано все то, что кажется человеческому мозгу привлекательным.
Как мозг обрабатывает информацию о красивых явлениях?
Когда глаз видит красивого человека, предмет или явление природы, зрительная информация поступает по нервным волокнам в головной мозг. При этом активизируется веретенообразная извилина — особая часть в зрительной коре больших полушарий. Она расположена в затылочной части мозга. Одновременно с этим начинают работать центры, отвечающие за получение удовольствия — и происходит выработка дофамина. Так зрительная часть коры и центры удовольствия работают вместе, закрепляя результат — и формируя для каждого из нас свое восприятие прекрасного.
Кстати, ученые считают: мы бессознательно считаем красивыми тех людей, которые похожи на наших родителей или других близких родственников. Потому что именно эти лица мы привыкаем видеть с самого детства, они для нас безопасны — а значит, и прекрасны. По этой же причины люди другой расы нередко кажутся нам некрасивыми — они чужаки, а значит — могут быть опасны. Зато в лицах людей, рожденных от родителей, принадлежащих к разным расам, мы легче находим родственные черты — и очень часто такие лица воспринимаются как удивительно привлекательные.
Использованы фотоматериалы Unsplash