Нейробиология креатива: как устроен мозг творческого человека

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Креативное мышление — что это такое? Способность написать стихи, песню, портрет любимой девушки? Или изобрести колесо, придумать способ утилизации пластиковых отходов, метод получения дешевой энергии? Почему на это способны не все? MedAboutMe попробует найти ответ на эти вопросы вместе с экспертами — психологами и нейробиологами.

«Творческая жилка»: где она находится?

Существует расхожее мнение о том, что за творчество, воображение и эмоции отвечает правое полушарие головного мозга, а за логику и рациональное мышление — левое. Соответственно, у креативного человека более активным должно быть правое полушарие, у сухих «рационалов» — левое, а у всех остальных оба полушария работают примерно одинаково, не выдавая никаких особенных достижений.

На самом деле все не совсем так. Исследования показали, что мозг, хотя и разделен действительно на два полушария, работает как единое целое. Нобелевский лауреат Эрик Кандель, изучавший когнитивные функции мозга и механизмы памяти, писал в своих трудах о том, что мозг един, если только вследствие болезни или травмы не произошло разрушение его структур, и ни на какие «творческие» и «логические» полушария не делится, ни подсчитывая расходы на оплату коммунальных счетов, ни сочиняя серенаду для любимой. По мнению Канделя, все мысли и идеи, рождающиеся в мозгу, являются продуктом накопленного опыта и знаний. Проще говоря, мозг комбинирует известные ему факты, составляя из них что-то, как из кусочков мозаики, и при этом задействованы оба полушария и многие участки мозга.

Отличие мозга обычного человека и человека творческого состоит именно в том, как происходит эта комбинация.

Комментарий эксперта
Меган Мейер, психолог

Воображение — важная составляющая творчества. Большинство людей легко могут представить (вообразить) что-то, что связано с ними и близко соотносится с окружающей реальностью. Например, подросток фантазирует о том, каким он будет через несколько лет, чем будет заниматься, как выглядеть — опираясь на определенные, уже существующие образы или имеющийся опыт. Взрослый человек может мечтать о новом доме — опираясь на свои предпочтения и картинки из каталогов недвижимости. Или о новой работе с хорошо представимыми параметрами и критериями. Но если предложить им представить себе, как может выглядеть и функционировать поселение на Марсе, они, скорее всего, на какое-то время придут в замешательство. А потом уже начнут придумывать, используя рациональное мышление.

По всей видимости, творческие люди отличаются именно тем, что они могут воображать нечто, отдаленное от них самих и от их реальности, используя возможности так называемого «периферического воображения», которое включается при активации несколько других зон мозга.

Какие же зоны мозга участвуют в процессах воображения?

Нейрофизиология воображения

Нейрофизиология воображения

Благодаря развитию науки ученые получили в свое распоряжение приборы, позволяющие выявлять наиболее активные зоны мозга во время выполнения той или иной задачи. В частности, для этого часто используется функциональная магнитно-резонансная терапия, фМРТ.

Когда добровольным участникам исследований предлагают выполнить какое-либо задание, в их мозге происходит активация определенных зон, что позволяет понять, каким образом мозг справляется с решением задачи.

В частности, испытуемые в исследовании Меган Мейер должны были описать, каким может быть мир через 500 лет, как могла бы выглядеть планета, если бы на ней не происходило тектонических разломов континентов, и как проживет остаток жизни один из известных политиков, а также представить себе, что они будут делать в течение ближайших суток.

ФМРТ показало, что у всех групп участников в процессе описания ближайших 24 часов были активны одни и те же зоны мозга. Это передняя левая островковая доля, кора задней части поясной извилины, и префронтальная кора.

А вот при описании отдаленных событий у тех, кто относился к творческим профессиям, подключались дополнительно височная и теменная доли, так называемая «дорсомедиальная сеть по умолчанию» (dorsomedial default network), которую не использовали участники, обладающие менее творческим складом ума. Более того: эта зона мозга не выключалась у творческих людей даже тогда, когда они не выполняли никаких заданий, просто отдыхали или даже спали.

Интересно!

Левая островковая доля отвечает за восприятие, «блуждание мыслей», мечты. Функции префронтальной коры — оценка значимости мыслей, выбор оптимальных решений. Кора задней части поясной извилины выполняет роль переключателя между первыми двумя зонами, потому что обычно они подавляют активность друг друга. Результат деятельности зависит от согласованности работы всех трех зон. Если будет превалировать первая — человека может «заносить» в генерировании гениальных решений, если вторая, оценочная — гениальных озарений дождаться вряд ли получится.

Какие еще моменты отличают работу креативного мозга?

Какие еще моменты отличают работу креативного мозга?

Давайте постараемся понять для начала, что такое мысль. По мнению ученых, нейроны обмениваются между собой сигналами, устанавливая разветвленные связи, создавая своего рода коды, в которых участвуют большее или меньшее количество нервных клеток. Если «код» оказывается для достижения какой-либо цели, выполнения какой-то задачи эффективным — он запоминается, пополняя собой «копилку» или «словарь». У каждого человека по мере развития формируются собственные кодовые сети, питаемые опытом и генерирующие мысли, формирующие навыки.

Чем больше нейронов вовлечено в сеть — тем больше эффективных «кодов» может генерировать мозг. Чем более отдаленные связи могут устанавливаться между разными фрагментами «кодов» — тем неожиданнее может быть результат, тем креативнее.

Наверняка именно так было изобретено колесо каким-то из наших древних предков. До него люди видели круги, наверное, даже катали их, Но никому не приходило в голову применить этот принцип на практике, пока кого-то не накрыло озарение — «Мамочки, это же можно тележку сделать, если взять вот этот деревянный круг, насадить его вон на ту палку, и приделать все это вон к тому ящику!»

Комментарий эксперта
Ариана Андерсон, психиатр

Наши исследования показали, что мозг творческих людей в гораздо большей степени склонен создавать множество отдаленных случайных связей, которые могут большую часть времени вообще не использоваться. Но если требуется решить какую-либо задачу, то вовлекаются в работу и они. Если сравнить работу мозга с авиакомпанией, то можно представить это так: обычный человек добирается в нужную точку, перелетая короткими перелетами на небольшие расстояния ожидая в промежуточных пунктах пересадки, а творческий сразу садится в частный самолет и летит прямым рейсом туда, куда ему надо.

Когда нашим участникам предлагалось решать анаграммы или головоломки, менее творческие предпочитали перебирать все варианты один за другим, а наиболее креативные участники — ждали озарения, которое в большинстве случаев не заставляло себя ждать долго.

Комментарий эксперта
Эндрю Ньюберг, нейробиолог

У одних людей креативность является врожденным даром. Но всем остальным не стоит отчаиваться: это свойство мозга можно развивать, «накачивать» как мышцы. Анализ проводимых разными исследователями экспериментов, в ходе которых участникам предлагалось решать самые разнообразные творческие задачи, показывает несомненное улучшение способностей мыслить творчески, находить все более креативные решения. Мозг обучается создавать все более разветвленные взаимосвязи, и затем их использовать в решении задач.

Так, например, в одном из экспериментов испытуемым предлагалось придумать как можно больше способов использования самых обычных предметов — камня, веревки, ложки, носка, ведра. В начале большинство ответов были банальными — носок надеть на ногу, веревкой связать что-либо, ведро наполнить водой, кирпич использовать в строительстве. По мере повторения задачи вариантов становилось все больше, и на придумывание у участников уходило все меньше времени. Если вводились новые предметы-задачи, то небанальных вариантов использования сразу называлось больше. Сканирование мозга показывает, что в работу начинают вовлекаться зоны, не принимавшие участие в решении задач в начале эксперимента.

Кстати, по мнению одного из первых исследователей феномена творческого мышления, американского психолога Джона Гилфорда, креативность определяется тремя факторами:

  • легкостью генерирования новых идей;
  • гибкостью ума, которая выражается в легкости образования связей между отдаленными понятиями и фактами;
  • способностью «пойти куда угодно», то есть отойти от шаблонов.

Называют также склонность к дивергентному мышлению, то есть способность решать одну задачу разными способами.

«Детектор ошибок» и режим его работы

«Детектор ошибок» и режим его работы

Интересное предположение было высказано нейрофизиологом Н. Бехтеревой. По ее мнению, в мозге человека по мере развития формируется «детектор ошибок», задача которого — подавать сигнал, если некоторое событие или действие перестает соответствовать стандартной модели, стереотипу. Например, если правша возьмет ложку в левую руку, мозг подаст сигнал — «Не так! Неудобно, надо исправить!». Или человек выйдет из дому, надев по рассеянности на ноги туфли от разных пар. Или, выйдя, вдруг почувствует беспокойство, ощущение неправильности. И хлопнет по лбу — «Батюшки, я же утюг не выключил!».

Детектор ошибок подсказывает нам наиболее привычные и стереотипные решения, оберегая от случайных ошибок, направляя по наиболее проторенному пути — как своего рода система дорожных указателей.

Но он же выполняет функции ограничителя, отсекая все нешаблонное, новаторское, мешая «пойти куда угодно», выбраться из колеи обыденности.

По мнению Натальи Бехтеровой, у творческих людей есть функция отключения этого детектора, или вообще перестройки его на работу в другом режиме. Вместо направления мыслей по привычному шаблону, детектор может начать ограждать от стереотипных вариантов.

Интересно!

Отключить на время «детектор-ограничитель» некоторым удается с помощью разрушительных методов — применения психоактивных веществ или алкоголя. Какое-то время это может работать, но расплатой служит распад и деградация личности. Овчинка не стоит выделки...

Удовольствие от творчества: еще один фактор

Удовольствие от творчества: еще один фактор

Еще один интересный аспект связан с так называемой «системой вознаграждения». Той самой, которая активизируется, когда мы наслаждаемся вкусом пищи, любимым ароматом, глотком свежей воды после периода жажды, качественным оргазмом. У наиболее креативных людей моменты творческого озарения активизируют эту систему вознаграждения едва ли не более сильно, чем при получении основных, базовых удовольствий. Именно поэтому увлеченные творцы могут забывать обо всем в приливе вдохновения — о голоде и жажде, о любви и быте.

Комментарий эксперта
Джон Куниос, психолог

Как правило, творческое озарение приходит не тогда, когда человек напряженно пыхтит в поисках решения, а в моменты расслабленности и отсутствия концентрации на проблеме. Нельзя «выдумать» креативное решение, это так не работает.

Что же может помочь?

То, что называют «насмотренностью», «начитанностью», «богатым жизненным опытом». Как правило, творческие люди открыты миру, внимательны к нему, многое замечают, запоминают, многое умеют, и всегда готовы усваивать новую информацию, осваивать новые умения и навыки. Чем больше у мозга информации, тем вероятнее, что для генерации идеи он воспользуется чем-то из своей «кладовки». Чтобы устанавливать новые неожиданные связи между кластерами информации, нужно обладать этими кластерами. Образно говоря, чтобы вспыхнула лампочка и осветила комнату, должна быть предварительно создана электросеть.

Нужно позволять себе мечтать. Мечтание — не бесполезное времяпровождение, а «тренировка творческой мышцы».

Не стоит избегать одиночества или уединения, это прекрасная возможность переключить внимание с внешнего мира на внутренний, услышать голос своей души.

Не нужно бояться неудач или потерь. В психологии есть такое понятие — «посттравматический рост», которое на соответствует известному выражению «Страдания облагораживают». Многие великие творения созданы именно в периоды переживания жизненных драм, из которых творцы выходили потом, обретая новую силу, духовность, мудрость.

Задавайте вопросы, учитесь новому, сколько бы лет вам не было. Не бойтесь рисковать.

А еще творчество может быть полезным для здоровья. Читайте об этом в статьях «Арт-терапия» и «Арт-терапия или о пользе творчества».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Откуда берутся боли в сердце и инфаркт у молодых мужчин?

Сердечно-сосудистые патологии сегодня нередки среди мужчин достаточно молодого и даже юного возраста, гипертоники есть даже в 18-20 лет.
Опубликовано 02.05.2022 20:36
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Resting-state brain oscillations predict trait-like cognitive styles / Kounios J et al // Neuropsychologia 2018
Особенности функциональных связей коры мозга у испытуемых с разным уровнем продуктивности образной творческой деятельности / Карпова В.В., Дикая Л.А. // Северо-Кавказский психологический вестник 2014
Психофизиологический взгляд на творчество. Мозговые корреляты музыкального творчества / Денисова И.А. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина 2010
Особенности селекции информации при креативном мышлении / Разумникова О.М. // Психология. Журнал ВШЭ 2009
Исследование нейрофизиологического обеспечения параметров вербальной креативности – беглости, гибкости, оригинальности.Сообщение 1. - данные электроэнцефалографического исследования / Старченко М.Г. // МНИЖ 2018
Creative expertise is associated with transcending the here and now / Meyer, M. L., Hershfield, H. E., Waytz, A. G., Mildner, J. N., & Tamir, D. I. // Journal of Personality and Social Psychology 2019
Effect of written emotional expression on immune function in patients with human immunodeficiency virus infection: a randomized trial / Petrie KJ, Fontanilla I, Thomas MG, Booth RJ, Pennebaker JW. // Psychosom Med. 2004
Reliability, Validity, and Factor Structure of the Creative Achievement Questionnaire / Carson, S. H., Peterson, J. B., & Higgins, D. M. // Creativity Research Journal 2005
Big-C creativity in artists and scientists is associated with more random global but less random local fMRI functional connectivity. / Anderson, A., Japardi, K., Knudsen, K. S., Bookheimer, S. Y., Ghahremani, D. G., & Bilder, R. M. // Advance online publication 2022

Читайте также

Экологически чистая посуда: современные альтернативы привычному пластику
Посуду из пластика сегодня все чаще заменяют экопосудой из водорослей, листьев пальмы, сахарного тростника.
Как увеличить обмен веществ в организме?
С помощью чего можно ускорить метаболизм?
Лентиго, витилиго, хлоазма и другие пятна на коже
Нарушения пигментации кожи: почему оно происходит, рассказывает MedAboutMe.
Место инфильтрационной анестезии в стоматологии
Эффективна ли инфильтрационная анестезия при стоматологических вмешательствах?
Когда избыток опаснее нехватки: риск самолечения витаминами
Могут ли жизненно важные витамины принести вред? MedAboutMe о том, почему избыточное потребление витаминов может быть опасным.
Какая зубная паста лучше, и как ее выбрать?
Не знаете, какая зубная паста лучше? Учитывайте состав, назначение, возможность профилактики заболеваний.