С недавних пор среди детских специалистов появился нейропсихолог. Можно услышать советы проконсультироваться у нейропсихолога, пройти нейропсихологическое обследование при самых неожиданных ситуациях, когда и не подумаешь, что у ребёнка какая-то проблема. Просто невоспитанный, наверное. Непослушный, капризный. Рассеянный и неусидчивый. Болезненный или «весь в папу». Так ли это, или у маленького человека есть какие-то отклонения, обусловленные незначительными (или значительными) неврологическим нарушениями, решает нейропсихолог.
Почему это работает? Нейропсихология как наука
Нередко подобные черты — следствие не личностных черт характера ребёнка, а особенности актуального состояния его высших психических функций. Базовые процессы: внимание, память, мышление, речь, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, пространственное представление, произвольная регуляция и контроль не способны функционировать «по желанию» человека. Их степень эффективности обусловлена нервной деятельностью, и «непослушный» ребёнок зачастую физически не может вести себя иначе, так же, как школьник с дисграфией не может всегда писать грамотно на одном лишь усилии воли.
Изначально нейропсихологическое обследование и коррекция применялись только к взрослым. Изучая в клинических условиях нарушения функций высшей нервной деятельности после травм, нейрохирургических операций, составляя программы адаптации и восстановления после инсультов, нейропсихологи определяли места поражения нервной системы и проводили восстановительное обучение.
Основоположник направления отечественной ветви нейропсихологии считается А. Р. Лурия, ученый, чьими нейропсихологическими пробами («батареей Луриевских методов», комплексом заданий и упражнений) пользуются и при тестировании детей, адаптировав часть из них для детского возраста.
В чем отличие неврологов, психологов и нейропсихологов? Нейропсихология находится на стыке нескольких наук, включая также психиатрию, нейробиологию и нейрофизиологию, философию и информатику. Действуя там, где нет явного неврологического диагноза или в тех случаях, когда заболевание установлено и необходимо выявить первичный дефект, скорректировать его влияние, нейропсихология работает со взрослыми и детьми. С детьми от 4 до 12 лет, в силу их активного развития, — наиболее успешно.
Ученые-нейропсихологи знают удивительные вещи. Например, при помощи магнитно-резонансного обследования (МРТ) могут сказать, о чем думает человек. Пока, правда, только об объектах, но уже вполне точно установлено, какая часть мозга активизируется, когда мы думаем про дом, а какая — про лица или поворот налево, и так далее.
Также они точно знают, как работает интуиция. То самое «внезапное озарение» или чувство страха, возникающее без причин, обусловлены особенностями нашего мозга: мы замечаем негативные или особенные вещи, хотя сами об этом не догадываемся. Наш удивительный мозг может искажать данные, скрывать их от сознания, влияя на настроение, мысли, поведение и весь образ мышления. Разбираться в подобных «мелочах», определяющих значительную часть жизни — задача нейропсихологов.
С какими детьми работает нейропсихолог?
В каких ситуациях нейропсихолог может помочь ребёнку, да и может ли? К новым направлениям мы всегда относимся несколько настороженно, желая, чтобы проверку временем они прошли без нас.
Во-первых, по возможности каждый ребёнок старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендован к нейропсихологическому тестированию. Оценивая выполнение несложных заданий, специалист расскажет об особенностях развития ребёнка, его актуальных и потенциальных возможностях. Это полезно в любом случае: знать сильные и слабые стороны, и как с ними работать, увеличить эффективность деятельности, обучения, подготовки к школе.
Во-вторых, нейропсихология эффективна в таких ситуациях, когда ребёнок испытывает трудности со следующими действиями:
- учебным процессом в целом или отдельными предметами («никак не дается математика», «грязно пишет, допускает глупые ошибки»);
- запоминанием учебного материала и/или бытовых знаний, просьб, стишков в детском саду и т.п.;
- сосредоточением на одном действии, у дошколят это обычно выражается в неумении концентрироваться на одном процессе, посидеть на одном месте, у школьников ярко заметно при выполнении домашнего задания, когда оно затягивается до ночи или сопровождается излишними движениями (болтанием ногами, высовыванием языка при письме);
- пониманием обращенной речи, откликом на призывы, просьбы, обращения;
- письмом: отзеркаливание букв, слов, пропуски букв и слогов.
Также в эту группу относятся излишне медлительные дети, быстро утомляющиеся или, наоборот, чересчур активные, легко возбудимые, очень эмоциональные. Работает нейропсихологическая коррекция также в случаях бронхиальной астмы, головных болей напряжения, аллергических реакций, частых простуд, травм из-за неуклюжести и т. п.
Обращаться на консультацию стоит родителям и в таких случаях, когда беременность сопровождалась токсикозами, сильными отеками, мало- или многоводием, угрозой прерывания, роды протекали с осложнениями любой этиологии, ребёнок развивался замедленно в любой области: речи, моторном развитии, или, наоборот, слишком быстро, а также много/мало/плохо спал, рано отказался от дневного сна и так далее.
Третья группа, нуждающаяся в нейропсихологической коррекции, — дети с неврологическими диагнозами, с задержками развития различной этиологии и степени, с умственной отсталостью, с последствиями детского церебрального паралича.
Нейропсихологическая коррекция — что это?
Как же проходит тестирование и что из себя представляют занятия, призванные корректировать процессы высшей нервной деятельности?
В ходе нейропсихологической диагностики проводится комплексное обследование ребёнка. Сначала специалист собирает информацию о развитии ребёнка, начиная с внутриутробного периода, беседуя с родителями и изучая медицинские документы, выписки других специалистов.
Затем нейропсихолог приступает к непосредственной диагностике. Он смотрит состояние развития высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, используя для этого специальные пробы, тесты, в том числе разработанные на основе луриевского подхода. Кроме того, нейропсихолог оценивает моторное развитие ребёнка, используя целый ряд двигательных упражнений, чтобы тщательно оценить, какие именно виды движений представляют для ребёнка сложность. Это может быть и сложность управления телом в пространстве, и плохая ориентация право/лево, верх/низ, и сложности с пересечением средней линии. Иногда дети затрудняются рассказать, что именно нужно сделать, чтобы мяч отскочил от стены, но прекрасно бросают и ловят его, а иногда, наоборот. Рассказывают все необходимые действия, но затрудняются их выполнить. Очень важно понять характер моторных проблем у ребёнка, т.к. в дальнейшем это сказывается и на возможностях ребёнка высиживать урок и быть сконцентрированным и правильно держать ручку, и попадать в клеточки и строчки, писать, решать математические задачи и работать с абстрактными понятиями.
Также очень важно понаблюдать за ребёнком в свободной игре, что ему нравится, какие игры он предпочитает, как он играет с игрушками, каких выбирает персонажей. Все это необходимо для того, чтобы понять особенности развития эмоционально-волевой сферы ребёнка, наличие или отсутствие поведенческих трудностей, личностные характеристики ребёнка.
В результате такого обследования у нейропсихолога складывается представление о ребёнке, его особенностях, слабых и сильных сторонах, на которые можно будет опираться в ходе дальнейшей коррекционной работы.
Что же представляют из себя занятия с нейропсихологом?
После диагностики составляется план работы с ребёнком, в котором намечаются основные цели и задачи коррекционной и развивающей работы, продолжительность и частота занятий.
Здесь следует сказать о направлениях работы нейропсихолога. Одним из них является сенсомоторная коррекция, в рамках этого направления большое внимание уделяется развитию двигательной сферы и восприятия, на которые опираются другие, более сложные психические процессы. Влияние на сенсомоторный уровень дает толчок в развитии всем высшим психическим функциям (ВПФ). Именно поэтому в начале коррекции предпочтение отдается именно этому направлению. Сенсомоторная коррекция включает упражнения, повышающие уровень активации, направленные на развитие межполушарных связей, нормализацию мышечного тонуса, а также на развитие основных сенсомоторных взаимодействий, навыков крупной моторики, представлений о пространстве. Используя различные сенсорные стимулы, которые так нравятся детям, мы также достигаем очень важного результата — чтобы ребёнок с удовольствием посещал занятия.
В дальнейшем основной упор делается на коррекцию и развитие ВПФ. Помимо памяти и внимания активно включается еще и мышление, то есть работа начинает усложняться: ребёнку надо справляться не только с движениями и упражнениями, но еще и активно думать над тем, что же ему надо сделать.
Также отдельно необходимо выделить коррекцию дисграфии и дислексии. В данном случае нейропсихолог работает в паре с логопедом, что делает работу по преодолению данных трудностей более эффективной. В рамках данного подхода деятельность ведется над развитием и формированием зрительно-пространственных, регуляторных навыков, звукового анализа и образа слова, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, аналитического и прогностического типов мышления.
Нейропсихологическая коррекция предполагает работу в течение в среднем 20 встреч со специалистами с частотой занятий 2-3 раза в неделю. По окончании курса проводится контрольная диагностика, в ходе которой специалист оценивает успешность проделанной работы и выносит решение о продолжении или прекращении занятий с ребёнком.