Родителей всегда тревожат вопросы, касающиеся развития детей. Правильно ли развивается ли ребёнок? Существуют определённые нормы психического развития ребёнка, на них и надо ориентироваться. Но при этом не забывать, что каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, который предпочтительно должен укладываться в общие рамки.
Развитие с рождения до года
До полутора месяцев у ребёнка должна появиться реакция на знакомые лица, а также на основные эмоции. То есть, малыш уже распознаёт гнев, радость, печаль. Кроме того, ребёнок уже может обмениваться с родителями звуками и подражать им. Он постепенно всё лучше различает звуки и цвета.
К двум месяцам ребёнок обычно начинает гулить, а к четырём лепетать и улыбаться. На четвёртом месяце начинает поворачивать голову на звук. На пятом берёт игрушку из рук взрослого, поворачивается со спины на живот.
В полгода ребёнок берёт игрушки, перекладывает их из рук в руку, тянет в рот, пытается ползать. Уже хорошо ест с ложечки, сидит с поддержкой. В 7 месяцев начинает понимать отдельные слова взрослых, произносить слоги, пьёт из кружи с поильником, негативно реагирует на посторонних.
В 8-9 месяцев встаёт, ложится, переступает через предметы, пробует стоять у опоры и делать шаги, самостоятельно играет с вещами. По просьбе взрослого ребёнок может отыскать нужный предмет, имитирует звуки животных. Кроме того, ребёнок уже знает своё имя.
В 10-11 месяцев совершенствуются алгоритмы двигательной активности. Малыш рвёт бумагу, бросает предметы, выполняет простые просьбы, играет с кубиками и пирамидкой, произносит первые осмысленные слова.
Развитие с года до двух лет
В год ребёнок уже узнаёт себя и родных на фотографиях, стоит без опоры, может начать ходить самостоятельно и произносить несколько простых слов.
В 1-1,5 года дети проявляют эмпатию и эмоции, показывают их другим. В полтора года малыш знает примерно двести слов и сам ходит.
В 1,5-2 года ребёнок пытается произносить целые простые фразы. А ещё в этом возрасте малыши начинают испытывать более сложные эмоции: стыд, смущение.
В возрасте 1-2 лет ребёнок начинает учиться пользоваться горшком при поощрении взрослых. Выполняет простые команды, имитирует всё: эмоции и действия взрослых, повадки животных.
Возраст 2-5 лет
После двух лет дети учатся дружить, проводить время с другими ребятами, делиться игрушками. Иногда ребёнок может разговаривать сам с собой, но после пяти лет обычно это проходит.
В три года ребёнок уже говорит предложениями, сортирует предметы по цветам, легко перешагивает через препятствия, бегает и прыгает. Кроме того, малыш уже самостоятельно одевается, но не может завязывать шнурки или застёгивать пуговицы.
В 4-5 лет у ребёнка уже выявляется ведущая рука. Мышление становится образным, память ребёнка тесно связана с эмоциями. Действует ребёнок в этом возрасте целенаправленно, но он ещё не может долго концентрироваться на одной задаче. Именно в этом возрасте малыш становится очень любознательным и задаёт много вопросов.
Стоит помнить, что каждый ребёнок развивается в своём темпе. Однако и на нормы развития надо обратить внимание: это позволит избежать проблем в будущем.
Использованы фотоматериалы Unsplash