За формирование привычек у детей отвечают множество факторов. Самые важные из них — это воспитание в семье, личный пример родителей и особенности темперамента. Когда привычки становятся устойчивыми, то они могут превратиться в качества характера. Во время взросления ребёнка некоторые из них могут меняться — становиться более или менее заметными, исчезать и появляться вновь. Также на их формирование оказывают влияние общение детей со сверстниками, отношения в семье, возрастные кризисы и психологические травмы.
Как правило, новые привычки в поведении ребёнка могут появиться в тот момент, когда происходит изменение жизненных условий или социальной среды. Одни из них могут играть роль защитной функции, другие — быть частью новой социальной роли.
Из всего вышесказанного становится понятно, что формирование привычек не является простым и беспричинным.
В данной статье речь пойдет о том, как меняется поведение ребёнка, когда он идет в пятый класс. Почему в качестве анализа выбрана именно эта возрастная зона развития? Потому что детский возраст 10-11 лет является переходным. Переход осуществляется ребёнком из начальной школы в среднюю, что является для него незнакомыми жизненными условиями, заставляющими активизироваться новые процессы психики.
По этим причинам вместе с началом взросления ребёнка в семью приходят его новые привычки поведения и мышления. Они могут быть как полезными, так и вредными. Когда они являются не совсем приятными и понятными для родителей, то могут вызывать недоумение, раздражение, или гнев взрослых людей. В таких случаях отношения между детьми и взрослыми могут испортиться — старшие пытаются воспитывать пятиклассников, а те сопротивляются воздействию.
Как меняется поведение ребёнка, когда он оканчивает начальную школу, и делает первые шаги к взрослению и самостоятельности, и какие отрицательные привычки могут сформироваться в личности детей, можно узнать из этой статьи.
Почему у пятиклассников появляются вредные привычки?
Ребёнок может столкнуться со стрессом, когда привычная для него среда обучения меняется. Эти изменения состоят в том, что в школе увеличивается количество педагогов, с которыми детям теперь приходится взаимодействовать, отношения со сверстниками предстают с новых, незнакомых сторон — дружба может распасться или наоборот, стать крепче, требования со стороны учителей и родителей значительно увеличиваются, учебная нагрузка продолжает расти, знакомя ребят с новыми предметами.
По этим причинам ребёнок переживает гамму разных и иногда противоречивых чувств. Он может испытывать спонтанную радость и желание узнавать новое, страх и тревогу из-за непонимания сложного учебного материала, волнение перед стремительно меняющимися сверстниками и сомнения по поводу собственной внешности и успешности.
Самооценка ребёнка в этом возрасте является хрупкой и уязвимой, поэтому дети, бессознательно желая справиться со стрессом, продемонстрировать свои способности и независимость, могут обзаводиться новыми привычками. Часто они касаются поведения, общения, мышления и являются скорее защитными механизмами психики от стресса.
Однако пятиклассники не подозревают этого, поэтому велика вероятность того, что вредные привычки могут стать качествами характера, которые, чем дальше, тем сложней будет исправить. Для того чтобы этого не случилось, родители должны быть внимательны к детям, оказывать им эмоциональную поддержку и не терять близость общения.
Уровень тревожности у детей
При поступлении в пятый класс у детей повышается уровень личной тревожности. Это значит, что ребёнок начинает бояться совершить ошибку, ему кажется, что одноклассники могут высмеять его за внешний вид или неправильные ответы у доски, он склонен воспринимать критику слишком близко к сердцу и ему кажется, что взгляды окружающих сосредоточены на том, кто он и какой. Во всем и везде он ждет оценку своей личности.
Часто виной повышенной тревожности у детей являются слишком строгие требования родителей и учителей и их ожидания того, что пятиклассники будут умными, самостоятельными и успешными. Состояние повышенной тревожности мешает им хорошо учиться, спонтанно общаться, развиваться и быть собой.
Снизить тревогу ученика можно, если родители и педагоги будут акцентировать свое внимание при общении с ребёнком на его успехах, больше шутить с ним и хвалить его. Также важно принимать активное участие в жизни детей — интересоваться их увлечениями и кругом общения.
Ребёнок делает уроки целый день
Некоторые дети, поступая в пятый класс, начинают хуже учиться. Повышенная тревожность, как правило, является первой причиной, повлекшей за собой неуспеваемость. Тогда родители могут замечать, что школьник приобрел привычку сидеть за уроками целый день, однако его успеваемость не растет.
Помочь ребёнку можно, если определить мотив его обучения и понять, с каким сложностями столкнулся он в пятом классе. Возможно, дети сидят за уроками до позднего вечера, потому что не понимают пройденный материал, а повышенное чувство ответственности не позволяет им бросит уроки и «скатиться» на «тройки».
Разузнайте у ребёнка — что мешает ему готовить уроки быстро и с удовольствием, напомните, что в начальной школе он отлично с этим справлялся. Разберите вместе непонятную тему — помогите детям получить первые пятерки в пятом классе, тогда им легче будет поверить в себя и перестать тревожиться. При необходимости наймите репетитора. Когда ребёнок, адаптируясь к средней школе, поверит в то, что он способный, ему станет легче учиться и усваивать материал.
Ребёнок стал скрытным
Не допустить, чтобы дети «замыкались» в себе можно, если не переставать быть с ними друзьями. Не делайте переход из начальной школы в среднюю резким — пусть, пока идет процесс адаптации, сохранятся теплые семейные традиции, совместные прогулки и игры. Так ребёнок не почувствует себя «выброшенным» во взрослый мир, будет знать, что всегда сможет положиться на родителей и ему не придется «скрываться» от них, чтобы спрятать свои потребности и чувства, которые, как боится он, могут быть не принятыми.
Родители «не узнают» ребёнка
Так говорят взрослые, которые не понимают, что случилось с ребёнком после поступления в пятый класс — он стал грубить, обманывать, прогуливать уроки, перестал поддерживать близкое общение в семье. Такие привычки поведения тревожат родителей.
Так могут вести себя дети, уровень тревожности которых был очень высок и они не смогли успешно адаптировать к пятому классу. Возможно, этому поведению предшествовала психологическая травма или неблагополучные отношения в семье. В таком случае необходимо восстановить доверие между взрослыми и детьми — с помощью бесед, проявления любви, поддержки и внимания. Если поведение ребёнка не меняется, следует обратиться за консультацией к психологу.