Когда мать воспитывает ребёнка, она не просто учит его, как жить и взаимодействовать в этом мире, но и передает ему характер отношения к своей личности. Как она делает это? С помощью слов и фраз, адресованных детям, способов общения с ними, наставлений, поучений.
В психологии личности выделяется несколько типов матерей. Один из них — это равнодушная мать. Также ее можно назвать отстраненной, холодной или нелюбящей. При этом она может считать, что ее поведение по отношению к ребёнку оправдано, объективно и правильно. Однако он может ощущать ее холодность и то, что она осуждает и не принимает его.
Отпуская ребёнка из дома, когда он становится взрослым, родители передают ему багаж знаний и самооценку. Какими вырастают дети, если они воспитывались равнодушной матерью? Чаще всего им трудно жить в этом мире, потому что они выходят туда с большим количеством травм и комплексов, веря убеждениям и предсказаниям родителей, касающихся личности, мира и отношений. Родительская ложь, в которую необходимо перестать верить для того, чтобы жить счастливо, свободно и быть в гармонии с самим собой — в этой статье.
Почему мать равнодушная или нелюбящая?
Именно так чувствует ребёнок отношение мамы к себе, когда она холодна с ним, никогда не хвалит, а только ругает, не интересуется его проблемами и жизнью, дает понять что его потребности и желания ничего не значат и никому не интересны. Почему мать ведет себя так?
- Глубокие травмы детства. Женщина живет в эмоциональной отстраненности от своих детей и мужа, если она сама подвергалась психологическому насилию в детстве, и ее желания и чувства никем не учитывались. Тогда она вырастает, не ощущая собственной ценности и соответственно, тоже не может научить своих детей ценить себя. В данном случае женщине, чтобы по-настоящему любить своего ребёнка, необходимо излечиться от душевных травм. Это возможно при сильном желании изменить жизнь в лучшую сторону или помощи специалиста.
- Женщина не хотела ребёнка или он растет, не соответствуя ее ожиданиям. В таком случае малыш воспитывается в семье по принципу «Пусть растет, лишь бы не мешал жить». Ребёнок рядом с такой мамой не имеет право на выражение своих чувств, когда он что-то просит или требует — его резко обрывают, гнев, слезы и другие эмоции пресекаются родителями — они готовы воспитывать ребёнка, только если он не будет ничем нарушать их эмоциональный фон.
- Травма одиночества. Если мать занимается воспитанием одна, она может сильно страдать от одиночества и бессознательно передает малышу всю свою душевную боль из-за несправедливости мира, чтобы хоть как-то выразить невыносимые чувства. Тогда ребёнок растет вынужденным играть роль «эмоциональной ямы», в которую мать бессознательно «сбрасывает» все, что у нее на душе — страх, крик, гнев, слезы, обиды на отца ребёнка, всех мужчин и мир в целом.
Как правило, рядом с равнодушной матерью дети вырастают с глубокими психологическими ранами и им, для того чтобы стать счастливыми во взрослой жизни, необходима помощь специалиста.
Какие ложные правила и убеждения, прививает нелюбящая мать?
Эмоции и чувства никому не нужны
Так может считать женщина, если у нее был опыт того, что ее эмоции не замечались другими людьми. Например: она любила, но была брошена или предана, верила, а ее обманывали, делала людям много хорошего, но в ответ получала неблагодарность. Получив такой отрицательный опыт, женщина замыкается в себе и бессознательно, чтобы оградить ребёнка от таких же событий, она приучает его к тому, чтобы он не показывал своих сильных чувств. Например, она может говорить: «Прекрати плакать. Мне не нужны твои слезы», «Если ты сейчас не перестанешь бегать и кричать, я тебя выгоню (отдам в детский дом, в полицию)». Так дети приучаются жить с мыслями, что их эмоции — положительные или отрицательные — это зло, которое им вредит и за которые точно никто не полюбит. Это ложь, в которую необходимо перестать верить. Человек может любить другого безусловно и принимать все его чувства с терпением, вниманием и заботой.
Хорошее отношение к себе нужно заслужить
Мать может воспитывать ребёнка так, показывая ему, что он нужен и любим, только если совершает хорошие поступки: «Я буду с тобой общаться (дружить, гулять, играть, рисовать), только если ты будешь приносить одни «пятерки». В результате такого воспитания вырастают люди, которые стараются всем угодить думая, что за это они будут нужны. Окружающие могут пользоваться безграничной добротой, и человек рискует постоянно разочаровываться в людях.
Как избежать этого? Делать поступки, только если кто-то просит об этом, помогать бескорыстно. Прислушиваться к своим эмоциям и желаниям. Для того чтобы быть хорошим для кого-то, не нужно заслуживать положительную оценку и одобрение. Достаточно быть хорошим для себя — тогда найдутся люди, которые будут любить и дружить просто так, и без всяких условий.
Привычки и характер — это одно и то же
Мать может ругать ребёнка за то, что ему трудно вставать утром, и убеждать в том, что он ленивый и плохой. Нежелание девочки убираться в своей комнате может трактоваться женщиной как неспособность в будущем выйти замуж, и то, что ни один мужчина не будет ее ценить. Такие предсказания и убеждения в семье отрицательно отражаются на детской психике: ребёнок начинает думать о себе плохо, перестает ценить все хорошее, что в нем есть, у него снижается самооценка и уверенность в себе.
Позже он вырастает с набором личных комплексов и тревог. Избавиться от них во взрослой жизни можно, если понять, что привычки поведения не говорят о том, что человек плохой или хороший. Ребёнок с детства должен знать, что он сам по себе — ценность и то, что он появился на свет — уже здорово и прекрасно. Привычки, которые мешают ему жить, учиться а позже и работать необходимо искоренять и изменять, однако, не обесценивая при этом самооценку и характер.
Ребёнок должен радовать родителей
Мать может воспитывать ребёнка, опираясь на это убеждение, и тогда общение с ним следует по принципу: «Если ты вызываешь во мне хорошие эмоции, то ты молодец, и я тебя люблю, а в обратном случае — мне не нужен такой плохой мальчик (девочка)».
Это приучает ребёнка игнорировать в себе любые чувства, которые не приносят радости. Так дети, вместо того чтобы решать проблемы, привыкают избегать их, не показывают родителям, что им больно или страшно, могут позволять издеваться над собой и делают вид, что ничего не случилось. Все это они делают для того, чтобы не расстраивать маму и папу. Из такого ребёнка вырастает взрослый человек, который отвергает часть своей личности, отвечающую за боль, гнев, агрессию, самозащиту, справедливость.
Стать полноценными и научиться принимать в себе любые чувства можно, если понять, что дети на самом деле ничего не должны родителям. Их эмоции — как положительные, так и отрицательные — имеют право на существование и выражение. Если человек позволит себе быть искренним с самим собой и окружающими людьми, то он сумеет построить с ними близкие отношения, в которых будет видно, что кому-то он нужен только для радости, а кто-то готов оставаться рядом независимо от того, плачет он или смеется, веселится или грустит.