С учителем можно общаться в конфликтной ситуации или просто узнавать об успехах школьника. «Как там мой, не шалит? Математику подтянул? Как разбил окно?!» Взрослые нередко пытаются выбрать чью-то сторону: или объединять усилия с учителями против непослушного ребёнка, или объединяться с ребёнком против «самовольных» поступков педагога. Что лучше?
На самом деле родители и учитель должны быть если не партнерами, то хотя бы союзниками в процессе помощи школьникам. Баланс отношений довольно неустойчив: родительский инстинкт велит охранять детей, у преподавателей множество профессиональных и личных ограничений. В любой ситуации стоит помнить о том, как и зачем надо общаться, кому нужен этот разговор и каких результатов хочет достичь родитель. MedAboutMe рассказывает о 6 главных правилах общения с педагогами.
Вежливость родителей как база конструктивного диалога
Да, это правило очевидно для всех. Однако почему-то не всегда оно соблюдается: порой эмоции зашкаливают, и родители, знающие ситуацию с одной стороны, заранее «вскипают» или выходят из себя в процессе общения. Да, непросто сдерживать естественный инстинкт защиты младших членов стаи, когда ребёнок рассказывает, что из-за поведения одного из учеников всему классу запрещают покупать вкусное в буфете или заставляют смирно сидеть за партами в течение всего продленного дня. Особенно, если у такой истории уже есть «анамнез», и нарушение прав маленького человека отмечается не впервые. Но вежливости этот факт мешать не должен.
Еще один важный аспект — обращение к педагогу. Учитель, как бы молод он не был и не казался абсолютно «своим» и дружески настроенным, всегда достоин обращения по имени-отчеству и на «Вы». Особенно в тех случаях, когда, по мнению родителя, он этого не достоин: это позволяет сохранять необходимую дистанцию и удерживаться от оскорблений.
Сдерживать эмоциональный накал в разговоре с учителем
Эмоции мешают разобраться в ситуации и услышать точку зрения преподавателя. А его мнение также надо знать, это помогает и лучше понять, кто же все-таки сорвал урок и какие принципы разрешения конфликтов приняты в данной школе. За исключением ситуаций, когда обиженный ребёнок был действительно несправедливо наказан вместо кого-то, у учителя тоже есть причины и претензии к ученику, и необходимо вникнуть в их суть.
Если же эмоции накалены настолько, что мешают конструктивному диалогу, лучшее, что можно сделать — извиниться и перенести встречу на тот момент, когда информация о новых обстоятельствах конфликта будет усвоена, эмоциональный фон вернется в норму и ничто не помешает конструктивному диалогу.
Не впадать в крайности
Две основные крайности общения с преподавателями известны всем. Есть родители и бабушки (реже дедушки), которые и дня не могут прожить без вопроса: «Как там мой сегодня?» и считают необходимым сообщать о каждом малейшем изменении в жизни ребёнка, в его отношении к математике и к соседу по парте. Причем это может продолжаться не только в младшей школе.
Цель такого общения — донести до учителя, насколько особенный именно этот ребёнок, как конкретно ему нужно персональное, повышенное внимание, поблажки из-за здоровья, ранимости, таланта и т. д. Стиль общения — заискивание и выпрашивание.
Другая крайность — общаться, напоминая о происхождении слова «педагог», «водящий ребёнка», специально выделенная должность для раба в Древней Греции, обязанного отводить детей в школу, охранять от опасностей. Даже не зная об этом значении, подобные родители считают педагогов обслуживающим персоналом, обязанным выполнять все требования «заказчика». Нередко такие беседы начинаются с агрессивных нападок и ими же и заканчиваются, сопровождаясь порой превышением всех норм общения — от нецензурной брани до физической агрессии.
Минусы обоих стилей очевидны: и излишнее внимание, и ощущение безнаказанности приводят к неуравновешенной психике и неадекватному поведению учеников.
Договариваться о времени встречи
Вопреки распространенному мнению, рабочий день педагога не заканчивается со звонком, и перемены ему также часто нужны не для отдыха, а для подготовки к следующему уроку. Поэтому внезапное появление родителя с важным разговором способно спутать все планы и не оставить возможности для конструктивной беседы.
Внезапные родительские визиты без договоренности уместны в двух случаях: если действительно случилось ЧП или вот-вот случится, или если за все 10 лет учебы ребёнка родители в школу пришли впервые. В таком случае учитель может даже обрадоваться, узнав, кто же этот незнакомец на пороге класса. Во всех других о встрече необходимо договариваться заранее.
Нет критике педагогов при ребёнке
Критика взрослых — прерогатива взрослых. Это первое правило. Второе — для вывода о причинах ситуации необходимо полностью владеть информацией, узнав ее не только от ученика или другого родителя, но и от учителя. Ребёнок может что-то недопонять, да и, в соответствии с общими для всех стремлениями оправдывать свой поступок и преуменьшать промахи, может и исказить общую картину конфликта. Инстинкт самосохранения — базовый, и детям он совсем не чужд.
Если же по итогам выяснений окажется, что учитель действительно не прав, стоит объяснить ребёнку, что человек ошибся, а такое право есть у каждого из нас.
Помнить главную цель общения
В любом разговоре надо помнить, что основная цель взрослых — обеспечить школьнику комфорт и безопасность процесса получения знаний. Подмена этой цели на различные попытки указать педагогу на ошибки, ошеломить его своей компетентностью в принципах преподавания, наказать за неверные методы воспитания и обучения уводят от этой цели в ненужные стороны.
«Как мы можем решить этот вопрос», как улучшить поведение, изменить расписание, подтянуть биологию, контролировать прогулы? Как мы, родители и учитель, базовые элементы того процесса, при котором ребёнок сможет успешно грызть гранит науки, можем достичь лучших результатов, не ущемляя никого в правах?