Рано или поздно приходит тот момент, когда дети остаются дома одни. Многих взрослых это пугает, особенно, если ребёнок — первенец. Молодые неопытные мамы пребывают в закономерной растерянности. С какого возраста возможна такая самостоятельность? Как подготовить к ней малыша и подготовиться к такому самим родителям?
Ответы на эти вопросы зависят от большого количества факторов. Иной малыш и в пять лет уже является вполне самостоятельной и ответственной личностью. А иногда родители не могут полностью доверять и 12-летнему тинейджеру, который способен на непредсказуемые поступки, стоит только оставить его надолго в одиночестве. Даже в подростковом возрасте ребёнок может оставаться психологически незрелым, не развившим самоконтроль, безответственным человеком.
При этом психика ребёнка — величина весьма гибкая. Конечно, большое значение для ее развития имеют природные данные: например, естественный темперамент. Но определяющее влияние все же оказывают действия взрослых — их подходы к воспитанию, умение дать малышу важные навыки, поддержка самостоятельности, социализация и т. д. Чтобы не опасаться за ребёнка, оставленного дома в одиночестве, надо его заблаговременно к этому готовить.
Как подготовить детей к самостоятельному пребыванию дома
Неусыпное внимание и постоянный контроль родителей необходим, как правило, для малышей 5-6-ти лет и младше. Только после этого возрастного рубежа можно начинать понемногу ослаблять родительский контроль, позволяя ребёнку некоторые самостоятельные шаги. Но ситуации в каждой семье сугубо индивидуальные, порой контроль ребёнка можно ослабить и в более раннем возрасте. Тут уж взрослым придется самим оценивать психологическое состояние своего малыша и его готовность к независимости.
В любом случае не стоит подвергать психику ребёнка стрессу, сразу оставив его один на один с пустым пространством. Процесс привыкания к свободе должен быть постепенным.
- Первый шаг — снятие контроля в ситуации, когда малыш находится рядом с вами или в поле видимости.
У детей при этом появляется ощущение полной свободы, поскольку мама их не контролирует окриками, не дергает за рукав, не выговаривает за какие-то поступки. Впоследствии взрослые могут подробно проанализировать действия ребёнка и ненавязчиво обсудить их, если что-то пошло не так.
- Расширение самостоятельности.
Взрослые с детьми находятся вместе, но отсутствует визуальный контроль. Например, мама принимает ванну, а малыш один играет в своей комнате. Постепенно он осознает, что в подобной ситуации не может полагаться на срочную помощь мамы, поскольку она вряд ли в течение нескольких секунд услышит призыв малыша, выскочит из ванны и прибежит. Так приходит понимание того, что есть ситуации, в которых надо полагаться только на себя. Понятно, что к этому этапу формирования навыков самостоятельности можно переходить только в том случае, если ребёнок уже хорошо знает азы безопасного поведения — не совать пальцы в розетку, не трогать краны на газовой плите и т. д.
- Переход к навыкам бытовой самостоятельности.
Попросите малыша самого достать из холодильника сок и налить его в стакан или извлечь булочку из шкафа. После того, как эти действия станут привычными, дети смогут самостоятельно перекусить, если останутся дома одни.
Но вот навык пользования плитой (особенно газовой) следует прививать в возрасте постарше, когда дети смогут осознанно подходить к правилам безопасности при готовке себе завтрака или обеда. До той поры лучше оставлять заранее приготовленную еду, например, в термосе.
Как определить степень готовности психики ребёнка к самостоятельности
Прежде чем выпускать ребёнка в «свободное плавание» хотя бы даже по собственной квартире, родителям следует понаблюдать за ним в течение некоторого времени. Это необходимо для того, чтобы определить — готов ли малыш к полной самостоятельности? Косвенными признаками готовности психологи считают следующие действия ребёнка:
- он может более часа сам, без привлечения взрослых, заниматься какими-то делами (играть, читать и т. д.);
- не боится закрытых дверей и темноты;
- усвоил уроки взрослых о том, чего категорически нельзя делать, а также может сам объяснить, почему именно нельзя (то есть осознает негативные последствия);
- знает, как пользоваться телефоном и умеет набирать номер мамы или папы;
- соблюдает круг своих обязанностей (убрать игрушки, помыть за собой тарелку и т. д.);
- адекватен в оценке собственных поступков, то есть осознает, за что именно родители его похвалят, а за что будут ругать;
- способен без контроля взрослых вести установленный для него режим дня.
Если все это вы можете сказать в отношении вашего малыша, значит, психика ребёнка готова к тому, чтобы перейти на новый уровень самостоятельности. Но при этом стоит учесть, что реакция ребёнка на предложение взрослых побыть дома одному может быть самая разная. Даже, казалось бы, очень самостоятельный малыш может вдруг заупрямиться и категорически откажется оставаться дома в одиночестве. Не стоит давить на него. Если он морально к этому не готов, лучше выждать еще какое-то время.
Как родителям вести себя в первый самостоятельный для ребёнка день
Наметив время, когда малыш впервые останется дома один, взрослые должны действовать так, чтобы не нанести психике ребёнка никакого ущерба. Если даже непродолжительное пребывание в квартире в одиночестве нанесет психологическую травму малышу, потом будет намного сложнее вновь приучать его к самостоятельности.
Пусть на первый раз это будет очень непродолжительное отсутствие мамы. Например, она может сходить в ближайший продуктовый магазин. Обставить это можно как игру. Договориться, что мама-медведиха идет в лес за малинкой или чем-нибудь другим сладеньким, а сынок-медвежонок ждет ее в берлоге или на лесной полянке. Можно даже на время отсутствия мамы занять малыша тем, чтобы он построил берлогу. Ну, и, конечно, обязательно надо выполнить обещание и принести сыну-медвежонку что-нибудь сладенькое.
Примерно с шести лет у детей уже неплохо развито чувство времени. Объясните малышу, что вы будете отсутствовать примерно полчаса. Покажите на будильнике, как будут стоять стрелки, когда вы вернетесь.
Естественно, обманывать малыша и тратить на покупки времени больше оговоренного нельзя. Всегда строго следите за своими обещаниями: подорвать детское доверие очень легко, а вот вернуть его бывает весьма проблематично для обеих сторон.