По наблюдениям многих родителей, педагогов и психологов общение между современными школьниками все чаще проходит в виртуальном мире. Разумеется, интернет и социальные сети имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые не без оснований опасаются, что дети слишком мало знают реальную жизнь. Под влиянием виртуальной реальности меняется многое, в том числе и стиль общения между ними.
Общение современных детей
Прошли те времена, когда дети школьного возраста проводили на улице большую часть времени. Еще 20-30 лет назад они с удовольствием играли в подвижные игры во дворах, прятались за гаражами, несмотря на запреты, исследовали стройки, экспериментировали с химическими веществами и нередко дрались между собой. Всего этого нет в жизни современных подростков, получающих гораздо больше информации, чем поколение их родителей, но испытывающих трудности с реальным общением.
Сегодня у детей и молодежи больше возможностей для посещения различных кружков и секций, но часто мало знаний о том, как вести себя в реальной жизни, а не в виртуальном мире. Постоянное общение лишь в социальных сетях оказывает негативное влияние на их поведение. Например, по наблюдениям за молодыми людьми со стороны можно увидеть, как они разговаривают. В споре они нередко используют большое количество ненормативной лексики и беседуют на повышенных тонах, как если бы они общались в социальной сети.
Подобный стиль общения не может не внушать опасение. Ведь через несколько лет именно поколение, выросшее в социальных сетях, будет оказывать влияние на социальную и культурную жизнь. Кроме очевидных плюсов, постоянное присутствие в виртуальной реальности несет в себе негативные последствия для психики ребёнка в виде агрессии и раздражительности.
Почему дети и подростки предпочитают виртуальный мир?
Нельзя не согласиться с безусловными достоинствами интернета — возможностью получать информацию, необходимую для обучения, или находить друзей и единомышленников в любой точке мира. Многие подростки занимаются также на дистанционных курсах иностранных языков и готовятся к экзаменам.
Современный ребёнок получает доступ в интернет с самого раннего возраста. Можно наблюдать не только школьников, но и дошкольников со смартфонами и планшетами. Это происходит там, где родители также увлечены коммуникацией в социальных сетях или предпочитают таким образом отвлекать детей на время важной беседы.
Если примерно 15-20 лет назад немногие могли себе позволить подключиться к интернету, поскольку это требовало дополнительных финансовых расходов, то сегодня он стал намного доступнее для людей всех возрастов. Даже пожилые люди заводят аккаунты в социальных сетях, обмениваются фотографиями и общаются с одноклассниками в разных городах и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Подростки получают в интернете прежде всего возможность поделиться своими мыслями и чувствами. Коммуникация в сетях анонимна и безопасна — если что-то не устраивает в собеседнике, то ее всегда можно прервать и не отвечать на сообщения.
Благодаря анонимности подросток может придумать себе виртуальный имидж, который придаст ему больше привлекательности в глазах собеседника. В интернете любой человек может стать «единым в двух лицах», например, завести 2 аккаунта — мужской и женский, и общаться с интересными ему собеседниками.
Доступность интернета может привести к развитию зависимости от социальных сетей. Среди основных ее проявлений можно отметить следующие:
- постоянные мысли о доступе в интернет и раздражение по причине его недоступности;
- резкое сокращение сна, физической активности, приемов пищи;
- пренебрежение учебой и дополнительными занятиями ради виртуального общения.
Как правило, за зависимостью от интернета и социальных сетей скрываются более серьезные проблемы, побуждающие подростка убегать в виртуальную реальность. Поэтому задача семьи и друзей — сделать его реальную жизнь более привлекательной и помочь в их решении.
Как вернуть детей и подростков в реальный мир?
Некоторые утверждают, что современная молодежь «рождается с клавиатурой в руках». Это факт, с которым необходимо смириться. Задача взрослых — родителей, педагогов и психологов — следить за тем, чтобы подросток соблюдал здоровый баланс между реальным миром и виртуальной коммуникацией.
Как бы ни был привлекателен интернет возможностью заводить друзей по всему миру, все же виртуальное взаимодействие поверхностно, поскольку оно не оставляет возможности для более глубоких чувств. На страницах социальных сетей люди видят внешнюю сторону жизни человека и лишь малую часть его внутреннего мира, который может открыться только при живом контакте.
Самое главное для родителей — быть в курсе интересов и проблем ребёнка. Вполне возможно, что за уходом в виртуальную жизнь скрываются более серьезные переживания, чем просто потребность общаться, ставить смайлики или «лайки». Необходимо сделать следующее:
- дозировать доступ в интернет. Взаимодействие с компьютером не должно занимать более 30% свободного времени школьника;
- записать ребёнка в кружок или спортивную секцию;
- чаще проводить время всей семьей. Совместные занятия сближают, и времени на виртуальную коммуникацию становится меньше;
- чаще разговаривать с ребёнком, чтобы знать, какие проблемы тревожат его и чего он ищет в виртуальной реальности. Если зависимость заходит слишком далеко, то необходимо обратиться к квалифицированному психологу или психотерапевту.
Интернет вошел в жизнь людей сравнительно недавно, и им предстоит выработать свои методы регулирования коммуникации в социальных сетях и ее культуру. Каждая семья должна выработать свои правила и время, отведенное каждому на переписку, поиск информации, чтение литературы в интернете. Виртуальная жизнь не должна полностью поглощать человека и приводить к проблемам с психикой. Лучшим средством от любой опасной зависимости для ребёнка или подростка будут доверительные отношения в семье, увлечения и насыщенная реальная жизнь.