Новорожденный малыш кажется взрослым беспомощным трогательным существом, которое нуждается только в любви и бережном уходе. И это действительно так. Грудные дети без родительской заботы не могут удовлетворить никаких своих потребностей. Питание, гигиена, сон, игра — все это и многое другое зависит исключительно от взрослых.
Однако при этом не следует забывать и о том, что на протяжении первого года жизни необходимо заниматься активным развитием ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие мозга грудничка, его нервной системы, психики. В течение 12-ти месяцев при правильном подходе взрослых происходит колоссальный скачок в формировании маленькой личности. Малыш осваивает прямостояние, делает первые самостоятельные шаги, начинает понимать речь, которая обращена конкретно к нему.
Самые первые действия родителей грудничков
Развитие ребёнка с самых первый дней жизни должно быть комплексным. Если он здоров, то за 12 месяцев должен, как минимум, удвоить свой вес, а его рост должен увеличиться в полтора раза. Но это чисто физиологические показатели. Одновременно следует обращать внимание на психическое развитие, в том числе:
- мелкой моторики,
- речи,
- эмоций,
- восприятия.
Способы познания окружающего мира у детей такого возраста, конечно, довольно ограничены. Необходимо предпринять все возможные шаги, чтобы максимально расширить спектр вариантов. Тем более что сделать это несложно.
Уже на первом месяце жизни психологи рекомендуют родителям отказаться от чрезмерно тугого пеленания. Традиционные ползунки и кофточки дают возможность размахивать ручками, двигать ножками, делать множество движений. Причем рукава рубашечки обязательно должны быть открытыми, чтобы малыш мог шевелить пальчиками и видеть все свои движения, а также начинал учиться хватать предметы.
Такие простые действия взрослых на самом деле помогут избежать задержек в психическом и двигательном развитии ребёнка.
Одновременно должна идти ощутимая эволюция детского восприятия окружающего мира. Первые свидетельства этого, на которые должны обратить внимание родители, — это фиксация какого-то предмета взглядом малыша, его реакция на звуки (например, в виде поворота головки).
Если развитие ребёнка идет нормально, то на третий месяц он уже должен уметь в течение длительного времени сосредоточиться на предмете, в том числе движущемся, а также активно реагировать на звуковые раздражители.
С четвертого месяца такая реакция должна стать осмысленной. Иными словами, малыш начинает осознанно прислушиваться к звукам и присматриваться к внешним объектам. Родителям нужно поддерживать данную потребность ребёнка, давать ему новые впечатления. Это могут быть яркие игрушки, цветные бытовые предметы, мамина одежда необычной расцветки. Однообразная внешняя среда будет тормозить психическое развитие.
Как на развитие ребёнка влияют эмоции
Грудничок тем или иным способом реагирует на окружающий мир уже в первый месяц после рождения. Новоиспеченные родители умиляются каждой его улыбке и волнуются из-за крика. Именно крик, беспорядочные, казалось бы, движения ручками и ножками, покраснение личика — все это на самом деле является выражением первых эмоций, которые испытывает новорожденный.
Такая эмоциональная реакция у психологов даже получила определенное название — «комплекс оживления». Сюда относится, например, ситуация, когда ребёнок узнает и реагирует на папу или маму, что приносит родителям массу позитивных эмоций.
К третьему месяцу жизни дети уже испытывают потребность в эмоциональной реакции взрослых и в общении с ними. Она выражается в оживленной мимике, более осмысленных движениях рук, улыбках при узнавании близких людей. Негативные эмоции вполне осознанно выражаются криком и плачем.
После шести месяцев у детей эмоциональное развитие выходит на новый уровень. Взрослым надо обязательно это учитывать. Ведь малыши в этом возрасте учатся различать оттенки обращенной к ним речи, эмоциональную окраску, знакомые и незнакомые звуки. Более того, они пытаются их воспроизводить.
Хорошо, если ребёнок сам выбирает какую-то игрушку как объект для «разговоров», воспроизводит услышанные ранее звуки, вырабатывает в подобных «беседах» правильные интонации. Однако нельзя оставлять его только наедине с этой игрушкой. Мамы и папы обязательно должны сами разговаривать с малышами, давать им пример «живой» речи. Это разнообразит те звуки, которые дети произносят, и делает их более выразительными.
Когда дети начинают осознанно реагировать
Если в начальный период жизни развитие ребёнка идет по правильному пути, то в 8-9 месяцев он уже осознает, что может вызвать своими действиями какую-то реакцию со стороны взрослых. Восприятие окружающего мира и людей вокруг становится более осмысленным.
В этой ситуации важно не допустить, чтобы детское поведение стало манипулятивным. В его создании может закрепиться модель поведения, при которой после крика или иных действий следуют определенные действия взрослых. Например, малыш получает игрушку, или его берут на руки.
Конечно, первый год жизни детей должен быть отмечен безусловной любовью окружающих его взрослых людей. Поцелуи, улыбки, поглаживания, ласковые прикосновения, объятия — это обязательные элементы взросления в указанный период. Однако одновременно необходимо приучать малыша и к дисциплине.
Не следует сразу вводить слишком много запретов. Но в этом возрасте уже постепенно нужно приучать малыша к слову «нельзя». Ведь в возрасте после 10-ти месяцев дети в состоянии узнавать определенные слова, понимать их применение в контексте, реагировать на просьбы и указания взрослых (особенно если они подкрепляются жестами).
Наиболее правильной реакцией со стороны взрослых на нарушение установленного запрета должны быть только терпение и спокойствие. Ведь ребёнок в возрасте до года просто не понимает смысла наказания, поэтому оно не будет иметь никакого эффекта, кроме стресса для детской психики. Специалисты рекомендуют просто повторить те слова и жесты, которые означают запрет на какие-то действия. Делать это следует регулярно, чтобы выработать у ребёнка привыкание, а затем и осознание необходимости следовать правилам.