Зачем нам витамины? Говорят, что надо обязательно принимать витаминные комплексы или монопрепараты, еще говорят, что витамины могут лечить практически все, начиная с простуды и заканчивая раком. Вокруг этих органических соединений постоянно возникает огромное количество информации. Предлагаем разобраться, что бывает при дефиците витаминов, на чем основана классификация витаминов и помогает ли аскорбинка от различных болезней.
Дефицит витаминов: к каким болезням приводят авитаминозы
Странные названия болезней, о которых сегодня можно чаще прочитать в исторических книгах, чем услышать в новостях — пеллагра, бери-бери, цинга, куриная слепота — следствие дефицита витаминов или авитаминоза. Цинга — болезнь, распространенная среди моряков, развивалась при дефиците витамина С из-за скудного рациона на кораблях, поэтому у бывалых «морских волков» зачастую не было зубов. Они выпадали из-за цинги. «Лечить» ее в море, кстати, помогали «гнилая капуста» и бобы, застоявшиеся бочки с ферментированными овощами, а еще настой хвойных иголок.
Дефицит витамина А приводил к «куриной слепоте», названной так потому, что первый выраженный симптом — потеря ночного зрения, способности видеть при недостатке света, которая характерна для некоторых представителей семейства куриных.
Болезнь бери-бери — следствие нехватки витаминов группы B, в частности — В1. Начинается заболевание отеком ног, а в итоге человек погибает от удушья. Пеллагра — тоже следствие недостатка витамина группы В, только В3. Один из ее симптомов — дерматит, который и дал название болезни: пеллагра в переводе с итальянского — «шершавая кожа».
Пеллагра была настолько распространена в южных штатах Америки, что в начале ХХ века Минздрав США направил туда группу врачей под руководством доктора Джозефа Гольдбергера. Считалось, что эта болезнь инфекционная с пока не выясненным способом заражения. Дж. Гольдбергер не поддерживал это мнение и высказывал предположение, что болезнь вызывается особенностями местного рациона. Для доказательства своей теории доктор прибегал к рискованным экспериментам, названным им «грязные вечеринки». Он и другие врачи-добровольцы в попытках доказать неинфекционное происхождение пеллагры тесно контактировали с различными жидкостями и выделениями больных. В ходе экспериментов они не брезговали ничем. Чтобы убедиться в отсутствии инфекции, они вводили себе кровь больных, соскобы с их слизистых наносили на свои слизистые оболочки, вплоть до проглатывания пилюль, начиненных мочой, фекалиями и чешуйками кожи больных пеллагрой.
Самопожертвование экспериментаторов пугало и пациентов, и местный медицинский персонал в клинике, где проводилось исследование. Супруга Гольдбергера тоже настояла на участии в проверке. Медицинская сестра, получившая указание ввести миссис Гольдбергер кровь больного, разрыдалась от ужаса: она считала эту инъекцию настоящим самоубийством.
В результате эксперимента никто из участников «грязных вечеринок», добровольцев в экспериментах по самозаражению пеллагрой не заболел. Так была подтверждена неинфекционная природа заболевания, и начались длительные изыскания в области рациона питания, которые в итоге привели к выделению витаминов и доказали, эти органические вещества нужны для здоровья и жизни человека также, как белки, жиры и углеводы.
Классификация витаминов: зачем они нам нужны?
Базовая классификация витаминов — это деление на группу жирорастворимых (А, D, E, K) и водорастворимых: всех остальных (C, группа В и др.). В отличие от белков, жиров и углеводов витамины — не источник энергии, они — посредники в важных для нашего тела химических реакциях.
Большая часть, согласно другой классификации витаминов, относится к коферментам, элементам-помощникам ферментов, нужным для катализа биохимических реакций. А вот витамины A и D — предшественники гормонов.
Классификация витаминов может строиться на основании получения этих соединений с пищей различного происхождения или синтезе их самим организмом, как в случае с витамином D, образующимся в кожных покровах под солнечными лучами, и на других вариантах разделения веществ. Но абсолютно все витамины нужны нам для жизни, и ни один не может быть заменен другим.
Аскорбинка: «лекарство» от простуды и рака
С открытием витаминов возникла надежда: если авитаминозы вызывают такие серьезные болезни, то, возможно, сами витамины — это лекарство? До сих пор мы ожидаем, что витамины будут не только участвовать в биохимических реакциях организма, но помогут победить различные заболевания.
Так, двукратный нобелевский лауреат Лайнус Полинг прославился не столько своими открытиями мирового значения (скажите честно, кто о них знает?), но также теорией о влиянии экстремально высоких доз витамина C на здоровье. Простуда и онкологические новообразования, согласно Полингу, отлично поддаются профилактике и терапии, если принимать витамин С (аскорбиновую кислоту) в количестве 12 000 мг в сутки. Для понимания масштабов: средняя норма для взрослого человека — 55-170 мг, то есть рекомендованная ученым доза действительно относится к экстремально высоким.
Как ни печально, нобелевский лауреат переоценил роль витамина С. Его дефицит действительно приводит к серьезным нарушениям, но то же самое происходит и при переизбытке. Такие дозы способны нарушить функции организма, вызывая аллергию, способствуя образованию камней в почках и т. д. Более того, простуда не поддается профилактике при помощи высоких доз аскорбиновой кислоты. Множественные исследования подтвердили: профилактическую ценность имеют небольшие дозы, принимаемые постоянно и заблаговременно. А «удар» витамином С по простуде (ОРЗ, ОРВИ, гриппу и прочим болезням, традиционно объединяемым в эту группу неспециалистами) в первые дни болезни выздоровление не ускоряют. Как утверждают специалисты из Университета Торонто (США), аскорбиновая кислота только в некоторых случаях может помочь при ОРЗ, и дозировка для этого нужна стандартная.
При отсутствии нехватки витаминов дополнительный их прием вообще не приносит пользы, зато может навредить: их избытки приходится перерабатывать и выводить, затрачивая на это дополнительные ресурсы. А организм «возьмет» только необходимое ему количество, отвергая излишки. Некоторые витамины (жирорастворимые), кроме того, могут накапливаться, и при повышенных дозах оказывать даже негативный эффект.
В терапии рака, к сожалению, витамин С тоже не сыграл ожидаемой роли. Это подтвердили многочисленные исследования, проведенные на различных группах больных: и до химиотерапии, и во время лечения, и после. Так оптимистичная теория Лайнуса Полинга была опровергнута.
А в современных расширенных исследованиях влияния витаминов C, E и бета-каротина — антиоксидантов, защищающих клетки от свободных радикалов, есть также данные, исходя из которых можно сделать вывод о негативном влиянии избытка витаминов на раковые образования. Выводы эти осторожные и пока не полностью подтверждены, а дозы витаминов в исследованиях были настолько высоки, что в России, к примеру, запрещено их назначать, так что факт остается фактом: о лечении рака при помощи витаминов придется пока что забыть.