Родители первоклассника переживают поступление ребёнка в школу не меньше, чем сами ученики. Начало обучения — серьезный и долгий процесс, во время которого дети приобретают много новых, полезных навыков, взрослеют и меняются в соответствии с тем, что предлагает им школа.
Родители переживают о том, как ребёнок будет общаться, учиться, ведь школьные будни сильно отличаются от домашней атмосферы и пребывания в детском саду, где все просто и понятно.
Сомнения, страхи, тревоги родителей, а также мифы о школьном обучении будут подробно рассмотрены в этой статье.
Ребёнок идет в школу: подготовка
Этот жизненный период является одним из самых важных — от его успешного прохождения будет зависеть то, как вчерашний малыш научится общаться с самыми разными людьми, сможет быть активным, проявлять себя.
Поэтому, хорошо, если родители заранее позаботятся о том, чтобы рассказать ребёнку о школе все, что знают сами. Их истории должны нести в себе положительный настрой, не быть пугающими или непонятными, поскольку дети очень волнуются перед поступлением в первый класс — они не знают, что ждет их там, возможно, пугаются общения с большим количеством незнакомых ребят, первой учительницей.
Как правильно готовить к школьной атмосфере детей, имеющих разные особенности характера?
- Застенчивый ребёнок. Его стоит заранее познакомить с педагогами, и, по возможности, с несколькими ребятами — ему легче будет учиться, потому что он уже знает некоторых одноклассников. Рассказать ему о том, что первое время учитель в школе заменяет ему родителя. К нему он может и должен обращаться с вопросами или за помощью.
- Гиперактивный ребёнок. Перед школой, следует научить его слушать инструкции старших, контролировать себя, соблюдать границы во время общения — не перебивать, следовать правилам, ждать своей очереди.
- Агрессивный ребёнок. Научить выражать гнев безопасно для себя и других: вместо проявления физической агрессии — рвать специально подготовленные листы, бить домашнюю боксерскую «грушу», писать «злые» письма и никому их не показывать.
- Медлительные дети. Перед поступлением в школу играть в «соревнования» — кто быстрее сложит книги в портфель на время, снимет и наденет одежду, застегнет пуговицы, завяжет шнурки.
К школе ребёнку необходимо приобрести вещи и принадлежности, такие, какие ему понравятся или он выберет их сам — так ему легче будет запомнить свой пенал, портфель, новую куртку, спортивную форму и не потерять их.
Приучать к режиму будущего первоклассника важно еще до начала учебного года — ложиться спать и вставать примерно в одно и то же время. Так ему легче будет справляться с утренним, ранним пробуждением и чувствовать себя бодрым и активным во время уроков.
О школе не стоит говорить ничего негативного. Кроме того, ребёнок должен знать, что ему не стоит бояться или стесняться обратиться задавать любой вопрос или просить помощь у школьного учителя.
Отношения с ребёнком — на первом месте
Выполнение уроков — процесс, которого боятся некоторые родители. Их страхи касаются того, что ребёнок не будет справляться с обучением, не усвоит материал настолько хорошо, чтобы быть «отличником» или «хорошистом».
Часто бывает так, что отношения с ребёнком в семье портятся, потому что он не хочет учиться, и тогда родители вынуждены заставлять его, пугать, наказывать. Чтобы это не случилось, не следует делать из школьного обучения культ и смысл жизни всей семьи. Ребёнок должен знать, что учиться — нужно и важно, однако, если он не хочет что-то делать или не понимает материал, это не повод для скандалов в семье и навешивания ярлыка «двоечника».
Хорошие отношения с ребёнком в семье должны стоять на первом месте, тогда школа не будет восприниматься им как нечто ужасное, отнимающее силы и время.
В первом классе ребёнку необходимо много помощи и поддержки во всем, что касается школьной жизни и выполнения уроков.
Трудности во время обучения
Успеваемость в первом классе зависит не только от умственных способностей школьников, но и от установленных отношений с педагогом. Поэтому, хорошо, если родители близко познакомятся с первой учительницей, откровенно поговорят с ней об особенностях первоклассника, возможно, попросят ее о помощи и поддержке, если личность ребёнка этого требует.
Бывает так, что ребёнок «не тянет» учебную программу и тогда, родители испытывают много тяжелых чувств — внутреннюю неудовлетворенность собой и ребёнком, стыд, вину. Детей ругают за «тройки» и «двойки», мать и отца вызывают в школу, просят поработать над внимательностью школьника или поведением. Родители, чаще всего, обвиняют детей в том, что они не хотят учиться и дружить с одноклассниками. Если делать это регулярно, то возникает риск потери близкого контакта с ребёнком — он «закроется» в себе и начнет тихо ненавидеть школу и все, что с ней связано.
Чтобы этого не случилось, нужно помнить о том, что школа — это важный, но временный процесс, а ребёнок и отношения с ним — самое дорогое, что есть и остается навсегда.
Если школьник не справляется с учебными задачами, можно нанять репетитора по некоторым предметам. Если устает — снизить учебную и дополнительную нагрузку. Если переживает семейные трудности и ему не до учебы — решить волнующие вопросы и только потом повышать учебную мотивацию.
Родителям на заметку
Я всегда ненавидела школу. Уроки и все, что с ними связано, вызывали во мне ужас, слезы, желание убежать. Все, что я помню — это скука за партой и бесконечное изучение пейзажа за окном, пока приходилось сидеть в школе, а дома — постоянные крики родителей, ремень и бесконечное переписывание из одной тетради в другую. Мне было неинтересно в школе, учиться приходилось «из-под палки». Я не могу вспомнить ничего интересного и захватывающего из того, что нам рассказывали. Единственное, что меня привлекало там — общение с одноклассниками. Получив аттестат, который был далек от совершенства, я выбрала профессиональную деятельность, которая меня очень привлекала. Только поступив в колледж, я почувствовала желание получать знания и применять их на практике.
Родители должны контролировать желание ребёнка идти в первый класс и усваивать материал. Для того чтобы оно не пропало, интерес к урокам нужно всегда поддерживать — вопросами, рассказами из своего детства, шутками, играми, участием в учебном процессе.
Учебу можно превратить в увлекательное путешествие — если взрослые будут относиться к школе, как к приключению, из которого можно узнать много нового, и передадут это отношение первокласснику.
Такие вопросы, как «Расскажи, что интересного ты сегодня узнал?», «Как ты хочешь выполнить это творческий проект?», «Какой рисунок ты хочешь нарисовать на школьную выставку?» дают понять ребёнку, что обучение — это не наказание, а нормальный процесс, в котором есть место для радости.
Полезно «скрашивать» учебные будни ребёнка: «Давай ты выполнишь уроки, а после этого мы с тобой пойдем гулять (испечем вместе твой любимый пирог)».
Интерес к школьным предметам и учебному материалу можно поддерживать с помощью обучающих семейных игр — настольных, логических, викторин.
Ребёнок будет хотеть учиться, если с трудностями ему будут помогать, а за успехи искренне хвалить.