Развитие ребёнка всегда будет самым приоритетным заданием для любящих и заботливых родителей. Ведь только гармонично и всесторонне развитая личность может считаться по праву состоявшейся. Поэтому многие родители с самого раннего возраста озабочены тем, как максимально поспособствовать раннему развитию детей. Подбирают секции кружки для того, чтобы ребёнок смог развить логику, творческое мышление, научиться петь и танцевать, выучить новые языки.
Как выбрать занятия, помогающие развитию ребёнка?
Сейчас родителям предлагается очень широкий выбор кружков, секций, групп раннего развития детей, а также методик, чтобы развитие ребёнка было всесторонним и проходило в наиболее легком и комфортном для него виде. Обычно родители останавливаются на трех самых распространенных подходах: какой-то вид спорта, иностранный язык, творческое направление. Иногда добавляют что-то еще, главное здесь ориентироваться на потребности ребёнка, а не пытаться реализовать в нем свои стремления, зачастую нереализованные в собственном детстве.
Необходимо стараться не перегружать ребёнка, чтобы не отбить у него охоту посещать занятия совсем. В дошкольный период следует уделять повышенное внимание не углублению таких навыков как скоростное чтение, освоение математики, а освоению эмоциональной сферы — рисованию, пению, игротерапии, что сделает раннее развитие детей более полноценным.
Нужно стараться прислушиваться к желаниям ребёнка, не стоит заставлять посещать какие-то секции без явного желания со стороны ребёнка. Стоит позволить ему посетить несколько разных по направленности занятий, чтобы расширить его представление о возможных видах деятельности. Уже после первого такого занятия ребёнок сам сможет вам сказать или показать, что ему понравилось, либо наоборот. Дело здесь может быть и в том, индивидуальное ли это занятие или же собрана большая группа детей; нашел ли педагог подход к ребёнку; насколько строгие правила в обучении; нравится ли ребёнку общая атмосфера. Родители также смогут оценить происходящее, уже учитывая мнение своего ребёнка.
Примерно к трем годам родители уже могут оценить развитие детей, их темперамент, направленность интересов. Кому-то подойдут занятия хореографией, для развития двигательной активности и чувства ритма, кому-то шахматы — для развития логики и усидчивости.
С какого возраста стоит начинать заниматься ранним развитием детей?
Начинать заниматься ранним развитием детей можно уже с первых месяцев жизни. Существует много программ для совместного посещения родителей и детей, где предлагается развивать двигательную и игровую активность. Есть также группы, где мамам с детьми предлагается заниматься танцевальной терапией. Занятия по более сложным программам, обучающим азам чтения и начальному творческому развитию детей стоит посещать с 2-3 лет. Ну, а спортивные секции, кружки рисования и другие занятия обычно начинают посещать с 4-5 лет. Если занятия предполагают повышенную физическую нагрузку, следует опираться на мнение тренера, подходит ли данный вид деятельности именно для определенного ребёнка, пренебрегать этой информацией не стоит.
Следует помнить, что занятия в этом возрасте принесут ребёнку пользу лишь в том случае, если он будет посещать их с удовольствием. Не стоит сильно давить на него, заставляя неукоснительно их посещать, а тем более формировать оценочную базу происходящему. Посещение специализированных заведений тоже не является обязательной нормой. Если родители находят достаточно времени на общение с ребёнком, на то, чтобы почитать ему, порисовать с ним, посетить детскую игровую площадку вместе со сверстниками, то развитие ребёнка отставать не будет. Намного важнее, чем навыки быстрого чтения и письма, сформировать к школе умение общаться со сверстниками, быть частью команды, участвовать в детских ролевых играх.
Объём нагрузки зависит от возможностей и способностей ребёнка. Однако у ребёнка дошкольного возраста должно быть обязательно несколько свободных часов для отдыха или игр со сверстниками. Если ребёнок безостановочно в течение недели перемещается из одного кружка в другой, то уже совсем скоро он потеряет интерес к занятиям. У него ухудшится сон и аппетит, участятся эпизоды плохого настроения — это верный признак того, что следует снизить нагрузку. Если занятия проходят после детского сада, то достаточным будет 2-3 разовое посещение кружков в неделю. Если ребёнок не посещает детский сад, то следует опираться на его возможности и желание.
Особенности творческого развития детей, советы психолога
Творческое развитие детей в современном обществе крайне важно. Ведь именно творческие, открытые для всего нового, смотрящие на вещи под другим ракурсом люди добиваются самых высоких результатов. Родители часто делают акцент на развитии речи, памяти, логического мышления, упуская творческую составляющую. Но творческое развитие детей должно идти параллельно с базовыми навыками. Следует стремиться к тому, чтобы раннее развитие детей включало в себя такие навыки как стремление к новым открытиям, умение в обыденных вещах видеть необычное, фантазировать, развивать интуицию.
Крайне необходимо сформировать у ребёнка творческий подход к решению различных жизненных задач. И, если у ребёнка есть хотя бы небольшие творческие задатки, то ему будет намного проще учиться и строить взаимоотношения со сверстниками.
За творческое развитие ребёнка в раннем возрасте ответственны в первую очередь родители. Очень часто, желая видеть своего ребёнка творческой личностью, родители сами не обладают такими способностями. Психологи рекомендуют для улучшения творческого развития детей научиться играть с ребёнком в различные игры, в которых иногда можно нарушать правила, что поможет ребёнку снять возможное внутреннее напряжение. Стоит попробовать сочинять сказки, придумывать истории с несуществующими героями и т. д. Главное, не воспринимать фантазии своего ребёнка как некую глупость и помнить, что в любой детской фантазии скрыт огромный творческий потенциал. Дети в этом возрасте часто не хотят вещи в общепринятом понимании, а хотят дать волю фантазии. Родителям необходимо постоянно стремиться в развитии ребёнка способствовать расширению творческого потенциала повсеместно, а не ограничиваться посещением кружков и секций.