Трудно сегодня отыскать ребёнка, равнодушного к животным. Поход в зоопарк или в дельфинарий может стать настоящим праздником. Но, вероятно, каждому родителю приходилось сталкиваться с той ситуацией, когда ребёнок быстро терял интерес к животным и переключал внимание на другие менее полезные развлечения, например, лотки с воздушными шарами или сладкой ватой. MedAboutMe подготовил для вас обзор лучших мест в Москве, куда можно сходить с детьми в выходные дни, чтобы провести свой досуг с пользой.
Ребёнок и животные: развитие детей по возрасту
Каждый родитель должен понимать, что развлечения для ребёнка должны быть подобраны с учетом его возраста. Необходимо брать во внимание особенности психологии малыша, стараться увлечь его, помочь расслабиться. Важно воспринимать и преподносить даже банальный поход в зоопарк, как увлекательное путешествие в «мир живой природы», а не обязательную программу на выходные. Развитие детей практически полностью зависит от родителей.
- Если малышу всего 1-2 года, то не стоит забывать про особенности детского восприятия. В этом возрасте ребёнок не может длительный промежуток времени удерживать внимание на одном предмете. Как показывает практика, малыша больше всего заинтересуют те животные, которых он уже видел, например, в книжке, мультфильме или у бабушки в деревне. Психологи рекомендуют подольше задерживаться у тех вольеров с животными, которые больше всего вызывают у ребёнка восторг. Рассмотрите зверей: какая у них шерсть или перья, сколько лапок, есть ли рожки и хвостик, что они едят.
- Если ребёнку от 3 до 5 лет, то поход в зоопарк или на ипподром должен носить в первую очередь познавательный характер. Во время прогулки (посещения) рассказывайте ребёнку о тех животных, которых вы рассматриваете. В зоопарке в этом могут помочь информационные таблички, которые содержат данные о породе животного и его месте обитании в дикой природе.
- Детям с 4 до 8 лет необходимо активно прививать любознательность. Как правило, в каждом зоопарке есть план маршрута, благодаря которому можно будет рассмотреть всех животных поэтапно. Дайте своему ребёнку возможность самостоятельно выбрать тех зверей, которых он желает посмотреть первыми. Помогите ему сориентироваться в схеме, пускай он сам попробует найти дорогу к нужному месту.
Стоит учитывать, что и маленькие дети, и ребятишки старшего возраста быстро устают от посещения дельфинария, ипподрома или зоопарка. Будьте готовы к тому, что у малыша может резко пропасть настроение.
Постарайтесь отвлекать ребёнка и не забывайте о кратковременном отдыхе. Например, в зоопарке будет не лишним отдохнуть в тени на скамейке, полакомиться мороженым или съесть бутерброд, взятый из дому. А вот разнообразить поход на ипподром или в зоопарк могут помочь веселые игры. Например, можно предложить ребёнку вспомнить мультфильмы или сказки, где среди героев есть животные, которых вы пришли посмотреть.
В поход за приключениями в мир живой природы
Сегодня на территории Москвы работает более тридцати специально оборудованных зоопарков, террариумов, ферм и ипподромов. Каждый из них имеет свои особенности и предлагает посетителям большое количество положительных эмоций.
Зоопарки Москвы
- Московский зоопарк — один из самых крупных зоопарков России.
- «Лесное посольство».
- «Ребятам о зверятах».
- Мини-зоопарк на Варшавском шоссе.
- Двор-зоопарк на Чистых прудах.
- «Планета обезьян».
Воскресный отдых для всей семьи: куда еще сходить?
Провести яркие, незабываемые и поучительные выходные с детьми можно даже без больших финансовых затрат. Если вы хотите связать свой досуг с посещением удивительных «живых» мест, то дельфинарии, ипподромы, фермы и специальные парки — это прекрасная возможность отдохнуть с удовольствием.
- Московский дельфинарий находится по адресу пр. Мира, 119.
- Парк птиц «Воробьи». Калужская область, Жуковский район, д. Воробьи.
- «Удивительные альпаки». Ферма, на которой живут тринадцать североамериканских животных, работает круглосуточно. Находится она в районе Куркино.
- «Русский страус». Ферма со страусами работает без выходных и находится в Серпуховском р-не, д.ст. Кузменки. В Москве в Сокольниках также существует возможность посмотреть на диковиных птиц по адресу Москва, ул. Бабаевская, 1/8, стр. 1.
- Столичная крокодиловая ферма. Тут живут удавы, анаконды, гадюки, множество крокодилов, а также питоны и игуаны. Работает ферма ежедневно с 10 утра. Посетить такое удивительное место можно во Всероссийском выставочном центре (павильон №66).
- Центральный ипподром в столице. Кроме конных скачек тут можно посмотреть на соревнования верблюдов и пони, гонки на собаках. Адрес: ул. Беговая, д. 22.
Не стоит забывать о детской безопасности
Чтобы выходные, проведенные вне дома, не омрачились неприятными ситуациями, важно следить за безопасностью своих детей. Обязательно обсудите с ребёнком, что ему необходимо будет предпринять, если вы разминулись или потеряли друг друга по другой причине. Договоритесь в таком случае встретиться около поста охраны зоопарка или у выхода с ипподрома. Необходимо, чтобы ребёнок уже бывал в этом месте и смог бы его найти без посторонней помощи.
Перед посещением дельфинария или, например, страусиной фермы, необходимо рассказать ребёнку о правилах поведения. Почему нельзя кормить животных магазинными сухариками или конфетами, а также, что может случиться, если засунуть руку, например, в рот лошадке.
И самое главнее, что рекомендуют детские психологи — не ставьте перед собой четкие цели, не ограничивайте отдых в выходные дни. Запаситесь хорошим настроением, отдыхайте, общайтесь со своими детьми, только так можно получить настоящее удовольствие, которое непременно положительным образом отразиться на семейных отношениях.
Дарья Григорьева, психолог-психоаналитик, частная практика
Возможны как минимум две ситуации, когда детям предлагают подобные походы: первая — это совместный поход с семьей и вторая — в компании ребят, под присмотром специального человека (ответственного родителя, учителя, экскурсовода и т. п.). Давайте попробуем поближе рассмотреть эти ситуации. Совместный поход ребёнка с родителями — уже праздник. Праздник, потому что в наше время это достаточно редкое явление. Дети, которых я вижу на консультативных приемах, часто делятся тем, что «родителям некогда», «они работают», «мама устала», «папы дома не бывает». Или родители, которые говорят, что у детей такой тесный график занятий/кружков и прочее, что даже не остается свободного времени. Соответственно, в такой ситуации акцент в первую очередь как бы смещается с конкретного заведения на воссоединение членов семьи путем какой-либо деятельности.
Важно подчеркнуть, что зачастую встает проблема выбора: маме интересно одно, папе — другое, все начинают спрашивать ребёнка, делая его самым взрослым (как будто он самый компетентный). Ну, а ребёнку по большому счету важнее всего наконец-то побыть со счастливыми, довольными, не уставшими родителями, — с теми родителями, у которых появилось время. Возвращаясь к теме нашего обсуждения, это должна быть такая экскурсия, которая будет интересна всем. И этот день будет нести приятное воспоминание для всех членов семьи, а для ребёнка будет особенным ресурсом к тому, чтоб преодолевать встречающиеся трудности, это — то, что будет ему напоминать о целостности семьи и поддерживать.
Если кому-то из взрослых будет настолько не по душе данное мероприятие, и он, все-таки, не сможет извлечь позитивные переживания, то скорее всего произойдет явный или неявный конфликт и пользы данный поход не принесет никому. Конечно, я должна сказать и о том, что в современном мире, где все куда-то бегут, остается все меньше тех, кто умеет отдыхать, расслабляться там, где необходимо забывать про работу или про какие-то другие текущие дела.
И второй вариант, когда ребёнок идет на мероприятие с группой ребят в сопровождении взрослого. Конечно, это уже другое. Здесь будет важна способность работающих людей вовлечь ребёнка в процесс взаимодействия, чтобы он был как бы участником знакомства с тем или иным животным. Очень важно, чтоб экскурсовод говорил на языке детей, чтобы был эмоционально приветливым и доброжелательным и неважно какой возраст у ребёнка (5 лет или 10).
То есть, рассматривая данную проблематику в контексте психологии, мы опять как бы переключаем внимание с конкретики — какое именно животное — на плоскость отношений, эмоций и полезности с точки зрения обогащения души. Причем даже на экскурсии это должно быть именно взаимодействие между детьми, экскурсоводом и, если это возможно, животным. Важно понимать, что важно не просто «погладить» животное, важно внести свой личный вклад в общий процесс. Я сейчас все чаще замечаю страдания детей относительно того, что они приобретают какой-либо сложный навык для своего возраста и при этом близкое окружение это принимает как должное. И плюс ко всему, это умение просто как бы есть, но приложить его еще некуда, особенно в рамках семьи.
Соответственно, мы переходим к следующему моменту: на подобных мероприятиях важно не только присутствие знаний и активности экскурсовода, но и обратной связи от детей, чтобы они сами внесли свой вклад, таким образом повысится значимость каждого ребёнка в своих собственных глазах. Что это может быть? Это могут быть рисунки после экскурсии, которые можно забрать с собой, поручения, в рамках того, что можно выполнить здесь и сейчас, под присмотром взрослого (покормить животное, например) и т. п.
Кельбуганова Шарапат Амангельдиновна, психолог, психотерапевт Евразийской клиники EA CLINIC
В латинском языке есть такое выражение, как «Tabula rasa», что в переводе на русский означает «Чистая доска». Каждый человек рождается без какого-либо умственного содержания, т. е. чистым. И его дальнейшее развитие полностью зависит от опыта, окружения и восприятия внешнего мира. Так или иначе, жизнь в социуме и воспитательный процесс накладывают определенные ограничения. Зачастую можно услышать, как родители запрещают ребёнку что-то говорить, куда-то ходить или вести себя каким-либо образом. Однако в природе человека душа свободна и вольна. И для гармоничного целостного развития необходимо вспоминать свою природу.
Вы наверняка замечали, что когда выезжаете отдыхать к морю или просто за город, то после возвращения чувствуете себя обновленными, расслабленными, вдохновленными, можно даже сказать, исцеленными. Как же это объяснить? Живя в ритме мегаполиса, люди подвержены стрессу, напряжению. Выезжая на природу, человек расслабляется — происходит некая перезагрузка.
Взаимодействие с природой и животным миром необходимо всем — как взрослым, так детям. Но почему же для детей это еще более важно? Дело в том, что до 10-12 лет дети полностью копируют родителей, в это время их еще часто называют «симптомоносителями проблем и поведения взрослых». Современные родители, как правило, живут в бешеном ритме, и дети, подключаясь к ним, вынуждены также погружаться в этот процесс эмоционально и испытывать некий стресс. Поэтому рекомендуется как можно чаще вывозить ребёнка за город, чтобы он мог умственно и энергетически расслабиться. В идеале такие поездки должны быть на несколько дней. Но опять же, современный ритм жизни не позволяет нам регулярно проводить время на природе. В таком случае подходящим вариантом могут быть походы с ребёнком в городские парки, зоопарки, дельфинарии. Это полезно и важно для детей, т. к. наблюдение за животным миром пробуждает природное естество.
Кроме того, у детей в возрасте до 10 лет активным ведущим видом деятельности является познавательный. В это время важно давать ребёнку возможность узнавать что-то новое. Например, в зоопарке не просто показывайте малышу животных, а сопровождайте прогулку рассказом. Это благоприятно скажется на детском развитии — даст возможность психике работать лучше, разовьет воображение, творческое, аналитическое, логическое мышление. Чем больше новых знаний и впечатлений, тем лучше — вдохновленные дети способны многого достичь.
Следует также отметить, что как в природе нет ничего одинакового, так и каждый ребёнок уникален и индивидуален. Для того чтобы он, подрастая, шел по своему пути и жизненному предназначению, чтобы его не сбивал возможный авторитет родителей или лидеры среди сверстников, необходимо регулярное взаимодействие с природой. Это, помимо снятия стресса, позволит услышать свой внутренний мир и лучше почувствовать и понять себя.
Виктория Тимофеева, перинатальный психолог, директор семейного комплекса «Центр Родительства»
Выходные на природе рядом с животными — это всегда замечательно.
Думаю, что все родители не раз слышали от своего ребёнка просьбу о питомце — щеночке, котенке, хомячке или попугайчике. Чаще и активнее это у детей происходит в районе 6-8 лет. Безусловно, завести домашнего питомца — вещь ответственная, прежде всего для взрослых, и надо десять раз подумать прежде, чем принимать такое решение — питомец способен изменить жизнь всей семьи. С другой стороны, домашние любимцы очень многому учат наших детей — прежде всего, нести ответственность за других: питомец — это не игрушка, его нужно кормить, выгуливать и за ним ухаживать. Особый режим жизни учит ребёнка быть более дисциплинированным и организованным. А страстное желание детей иметь домашнего любимца показывает, насколько активно они сами тянутся к природе. Наша задача, как родителей, помочь им в этом.
Дать ребёнку возможность прикоснуться к природе можно и, просто выехав с ним на выходных поближе к животным. Чаще всего для такого общения выбирают зоопарки. Но не стоит забывать и о других местах, где малыш может встретиться с «братьями нашими меньшими» — это различные аквариумы, дельфинарии, ипподромы, организованные конные прогулки, контактные зоопарки, специализированные зоо-кафе, где все посетители могут пообщаться с животными, свободно там разгуливающими. Чаще всего в таких зоо-кафе можно встретить кошек, но, к примеру, в Токио есть заведение с ежами. Замечательный вариант — съездить в гости в деревню, где ребёнок может подружиться с домашними животными и птицами — свиньями, коровами, овцами, курами, гусями. Для поколения современных городских родителей поездка к бабушке в деревню была делом абсолютно обыденным. Современные же дети в своем большинстве лишены радости погладить теленка и овечку, спугнуть петуха. Поэтому, нередко можно встретить такие комичные ситуации:
Мальчик в 4 года первый раз выехал в деревню. И, указывая на теленка, кричит маме с удивлением:
— Мама, смотри какая большая свинья!
Общение с животными, безусловно, развивает кругозор ребёнка и стимулирует его любопытство и любознательность. Но, что еще очень важно — насыщает разнообразными сенсорными впечатлениями, а, именно, такие впечатления дают прекрасную почву для общего гармоничного развития ребёнка. Отсутствие же полноценного насыщения способно породить сенсорный, а, соответственно, и эмоциональный голод у ребёнка — это состояние нехватки разнообразных раздражителей и впечатлений. В своем пределе эта ситуация может породить психологическую депривацию — неудовлетворение базовых потребностей ребёнка для его полноценного развития. Она в раннем возрасте может привести к отставанию в развитии речи, мелкой моторики. В более позднем возрасте — способна породить комплексные эмоциональные нарушения. Вот почему сейчас в больших городах так популярны контактные зоопарки. Там собраны неопасные животные, которых можно детям потрогать, погладить безо всяких страхов.
А такие тактильные ощущения помогают в полноценном развитии пока еще неокрепшей детской психике.
Кроме того, общение с животными развивает у ребёнка способность к сопереживанию и сочувствию, особенно это актуально в классических зоопарках с вольерами — животные сидят в клетках, не могут свободно передвигаться. Необходимо отметить, что это — двоякая ситуация, так как сильно впечатлительный ребёнок может вместо положительных эмоций получить негативные впечатления и угнетенное эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуется заранее поинтересоваться отзывами о предполагаемом месте посещения — в каких условиях содержатся животные, в каком они состоянии.
Еще одна рекомендация для родителей, чьи дети очень впечатлительны и чувствительны — таким ребятам стоит именно ходить в зоопарк, а не заводить домашнее животное. К сожалению, жизнь животных хрупка и часто срок им отпущен не очень большой. Смерть питомца может очень тяжело ранить детское сердце. Тогда как в зоопарке можно выбрать понравившееся тебе животное и посещать именно его, по возможности, приносить лакомства. Поэтому еще раз повторю, что стоит хорошо подумать прежде, чем заводить домашнего любимца.
Существуют несколько простых правил, как сделать наше общение с животными интересным и запоминающимся в хорошем смысле этого слова:
- Подготовьтесь к походу в зоопарк, дельфинарий, зоо-кафе заранее, почитайте про животных, которых планируете там встретить, с фотографиями, с описанием их повадок и поведения — ребёнку будет приятно узнавать при общении с животным уже известные ему вещи.
- Не старайтесь обойти за один раз весь зоопарк, выберите себе категорию животных, которую хотите посмотреть именно сегодня (например, только парнокопытные или только африканские). При таком подходе у вас получится вдоволь налюбоваться понравившимся ребёнку животным, понаблюдать за его поведением, узнать подробную информацию о нем. А в следующий раз запланируете посмотреть другую категорию животных, и это тоже будет ново и интересно.
- Если ребёнок испугался какого-то животного, не настаивайте, подойдете к нему позже или в следующий раз; можно будет заранее почитать про этого животного, и малыш уже будет больше готов к встрече с ним. Стоит также отметить — несмотря на большую популярность, контактные зоопарки — не для всех, если ребёнку что-то не нравится, пугает или он проявляет осторожность — не насилуйте его, чтобы не сформировать стойкой негативной установки на такого рода общение с животными.
- Если контактные зоопарки — это ваше, не оставляйте ребёнка без присмотра. Безусловно, в таких зоопарках собраны неопасные животные, но малыши могут в приступе любви придушить в объятиях маленького питомца. Важно воспитывать в ребёнке заботу, любовь и уважение, а не безразличие.
Общайтесь с животными всей семьей — это всегда хорошие эмоции и укрепление отношений!
Евгения Чмутова, детский психолог, эксперт сервиса Medbooking.com
При выборе места и способа знакомства, прежде всего, нужно идти от интересов и характера малыша. Для дошкольников лучше всего подойдут так называемые «контактные зоопарки», в которых они смогут познакомиться с домашними животными, погладить их, покормить из рук. Такое общение способствует развитию интереса к домашним животным, воспитывает в малышах доброту и заботу о близких.
Если ребёнок чувствует себя некомфортно в людных местах, то поход в цирк или крупный зоопарк — не лучшее решение. Для легковозбудимого, гиперактивного ребёнка лучше приехать в зоопарк в будний день и ограничиться просмотром нескольких вольеров с животными, чтобы не перегружать неустойчивую психику. Обычно дети 4-5 лет уже имеют предпочтения в животном мире. Родителям очень важно на них ориентироваться и посмотреть вживую интересующее животное, а также рассказать о нем дополнительную информацию, поиграть (если это допустимо), нарисовать его дома. Таким образом, вы развиваете любознательность и воображение ребёнка.
Очень благотворно на психологическое состояние ребёнка влияют занятия с кошками, лошадьми и собаками — главное, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и безопасно.
Дети старше 8-9 лет часто проявляют интерес к особым видам животных, любят посещать аквариумы, террариумы, увлекаются орнитологией.
Для детей постарше подойдут занятия в кинологическом или конном клубе: они способствуют формированию ответственности и развитию самоконтроля.
Иногда у детей развивается страх различных видов животных (зоофобия). Для разных возрастов характерны различные страхи, однако боязнь змей, пауков встречается наиболее часто. В таких случаях лучше выяснить глубинную причину страха. Ошибкой будет уговаривать ребёнка пересилить страх или насильно заставлять контактировать с животным. Контакт с животным возможен только в том случае, если сам ребёнок выразит к этому готовность.