Как известно, «маленькая ложь рождает большое недоверие». Одним из самых страшных проступков детей в глазах взрослых является обман. Ребёнок приучается к нему в 3-5 лет, и может обманывать по разным причинам — из страха наказания, нежелания отвечать за свои поступки или подражая поведению некоторых сверстников. Но наказание за обман значительно строже, чем за поступок, который ребёнок пытается скрыть. Часто родители и сами не задумываются о том, что именно они подсознательно приучают ребёнка лгать.
Кого и как обманывают дети?
Чем старше становятся дети, тем сложнее способы, помогающие добиться желаемого от взрослых или отказаться от выполнения обязанностей. Если младенец или ребёнок в возрасте 1 года может добиться желаемого плачем, то, начиная с 3 лет, дети начинают пользоваться более сложными приемами, в том числе и обманом. С его помощью они могут отказаться от выполнения домашних обязанностей, обойти запрет или избежать наказания, перекладывая вину на сверстника, младшего брата или сестру.
Взрослым и детям вряд ли получится полностью отказаться от обмана. В некоторых случаях он является элементом вежливости. Когда человек скрывает свои истинные эмоции или боится огорчить кого-то — это тоже обман. Ребёнок склонен копировать поведение родителей или некоторых сверстников. Взрослые могут и сами приучать его к обману, например, предлагая не сообщать какую-либо информацию родственникам.
Еще одна разновидность детского обмана — это фантазии. К ним относятся преувеличение собственных достижений, количества игрушек и даже родственников. Сюда же относится и общение с воображаемыми друзьями, компенсирующими недостаток настоящих или отсутствие желаемых личностных качеств. Во многих случаях обман является следствием определенных психологических проблем детей — неуверенности в себе, низкой самооценки, желания заслужить любовь взрослых.
Разновидности детской лжи: обман родителей и фантазии
Как правило, ребёнок начинает говорить неправду в момент формирования речи. Вместе с речью у него формируется логическое мышление и причинно-следственные связи между событиями. В лексиконе дошкольника появляются такие понятия как «понарошку» или «как будто». Многие детские игры, связанные с познанием реального мира, например, «кухня» или «магазин», представляют собой моделирование окружающей действительности. Магазин, как и кухня, ненастоящий, и ребёнок это понимает.
Большое количество запретов провоцирует ребёнка на обман. Родители боятся за ценные вещи — дорогие украшения или бытовую технику. Запрещая смотреть мультики, они тоже могут обмануть ребёнка — достаточно сказать, что телевизор или компьютер сломался. Желание взять запрещенные сладости или игрушки втайне от взрослых — это тоже одна из разновидностей детского обмана. Там, где раньше достаточно было плача или «показательной» истерики, теперь можно действовать более изощренно.
Другая разновидность обмана — действия, направленные на нежелание выполнять какие-либо действия. Например, дошкольники, не желающие идти в детский сад, могут симулировать заболевание. А школьники пользуются этой уловкой достаточно активно, чтобы пропустить контрольную работу.
В некоторых случаях ребёнок обманывает взрослых, придумывая себе несуществующие достижения. Это происходит в тех семьях, где воспитание детей строится по авторитарной модели. От ребёнка ждут достижений, которые он не в состоянии обеспечить. Поэтому он придумывает себе несуществующие достижения и завышает показатели успеваемости.
Существует и так называемый «компенсационный» обман, когда ребёнок рассказывает взрослым о якобы побежденном обидчике — сверстнике или воспитателе детского сада. Малышу хочется быть сильным и смелым, но в реальности это невозможно. Поэтому он придумывает себе победы, чтобы казаться другим.
Настораживают взрослых и детские фантазии без какого-либо умысла, например, воображаемые друзья или увиденные инопланетяне. На самом деле «сочинительство» не такая уж безобидная вещь. С его помощью ребёнок старается компенсировать отсутствие чего-то желаемого — хороших друзей или более интересной и насыщенной жизни. Но иногда у ребёнка просто богатое воображение, которое поможет ему в будущем стать представителем творческой профессии — писателем или художником.
Воспитание детей: как бороться с детской ложью?
Воспитание детей, основанное на запретах, приводит к необходимости часто прибегать ко лжи, чтобы получить желаемое или избежать негативной реакции взрослых. Маленький ребёнок будет тайно приносить в дом запрещенные вещи — листья, камни или что-то другое, что является «мусором» или «заразой» по мнению взрослых. Подросток может тайно начать курить или скрывать факты встреч с лицами противоположного пола.
Наверное, ни взрослому, ни ребёнку невозможно прожить совсем без обмана. Но в некоторых случаях безобидные фантазии могут перерасти в желание манипулировать другими людьми, а «невинная» ложь — в патологическую. Если обман приобретает угрожающие масштабы, то это означает наличие серьезных проблем в воспитании детей в конкретной семье. Прежде чем обвинять ребёнка, взрослым необходимо проанализировать собственное поведение и понять, достаточно ли они искренни друг с другом.
Детский обман часто является обычным в семьях с авторитарным стилем воспитания. Поэтому ребёнком руководит страх, что его будут ругать и критиковать за плохие отметки или взятие каких-то вещей без разрешения. Упреки и скандалы не приведут к позитивным результатам, если мать или отец не задумается о смене отношения к ребёнку.
Приемлемым вариантом обмана можно считать вежливое поведение в гостях. Например, если человеку не нравится блюдо, и он открыто об этом заявит, это может обидеть хозяев. Поэтому воспитанные люди благодарят людей за подарки, даже если они их не устраивают, а выражение недовольства считается дурным тоном.
Важнее всего для ребёнка родительский авторитет. Именно мать и отец должны объяснить ребёнку недопустимость обмана с целью шантажа или использования другого человека в своих целях. Но физическая или психологическая агрессия в таких случаях не помогают, наоборот, недоверие между ребёнком и значимыми взрослыми растет. Вместо этого необходимо чаще приводить примеры из мультфильмов или художественной литературы, которые в доступной ребёнку форме объясняют, к каким последствиям может привести ложь.