То, что мужчины и женщины могут по-разному страдать от одних и тех же болезней – известно давно. С высокой долей вероятности инфаркт у мужчин будет протекать иначе, чем у женщин. Рак толстой кишки у представительниц слабого пола проявляется позже и лечится лучше. А вот цирроз печени и остеопороз чаще поражают именно женщин. Половые гормоны определяют также и реакцию человека на лекарства. Не зря ученые и врачи давно говорят о необходимости развития отдельного направления – гендерной медицины.
Оказалось, что и COVID-19 имеет свои гендерные особенности. В данном случае более пострадавшей стороной являются мужчины. Эта пандемия оказалась опаснее для них, чем для женщин. И если в первые месяцы пандемии разница между полами казалась незначительной, то сегодня становится понятно: именно мужчины в период пандемии COVID-19 являются слабым полом.
MedAboutMe выяснял уязвимые места мужчин в отношениях с коронавирусом SARS-CoV-2.
Заболеваемость COVID-19: особенности биологии
Несмотря на отдельные сообщения о том, что мужчины заболевают чаще женщин, в массе своей исследования говорят о том, что подтвержденные случаи распределяются равномерно между мужчинами (50%) и женщинами (50%).
По данным исследования, результаты которого были опубликованы в журнале Nature в августе 2020 года, не наблюдалось разницы между мужчинами и женщинами по концентрации коронавирусных частиц ни в мазках из носоглотки, ни в слюне. Также не было выявлено разницы в количестве вырабатываемых антител – организмы обоих полов вырабатывают одинаковое в среднем количество антител.
Гендерные различия появляются во время раннего иммунного ответа, который возникает вскоре после инфицирования. У мужчин вырабатывается больше провоспалительных цитокинов IL-8 и IL-18, то есть вероятность развития цитокинового шторма у них выше.
У женщин при этом больше активированных Т-лимфоцитов, необходимых для уничтожения вирусных частиц. Мужчины, у которых уровень Т-лимфоцитов был понижен, чаще страдали от тяжелых форм COVID-19.
В результате в больницу мужчины в COVID-19 попадают чуть чаще (53%, то есть на 10 госпитализированных женщин приходится 11 мужчин) и в реанимации тоже оказываются с большей вероятностью (68%, на 10 женщин – 18 мужчин).
Смертность от COVID-19
Мужчины также чаще умирают от коронавирусной инфекции по сравнению с женщинами (58%). То есть, на каждые 10 летальных исходов у женщин приходится 13 смертей от COVID-19 среди мужчин.
По оценкам CDC, в возрастной группе 30-49 лет смертность среди мужчин в 2 раза превышает этот же показатель для женщин.
Добавим, что более высокие показатели смертности среди мужчин наблюдались также и при других коронавирусных инфекциях, вызванных вирусами SARS-CoV-1 и MERS-CoV.
Профилактика COVID-19: вакцинация и маски
А вот вакцинируются от COVID-19 мужчины чуть реже представительниц слабого пола: на 10 случаев вакцинации среди женщин приходится только 9 вакцинаций среди мужчин.
По данным ученых из Fairleigh Dickinson University, опубликованным в феврале 2021 года, мужчины более скептически относятся к вакцинации от COVID-19 и к ношению масок для лица.
Интересно, что ключевым фактором в отношении к средствам защиты от коронавируса является склонность к демонстрации гендерной идентичности.
Так, мужчины, которые считают важным показывать окружающим свою мужественность, так называемые «мачо», реже сообщают о своем намерении вакцинироваться и чаще уверены в том, что введение вакцины приведет к развитию серьезных побочных эффектов (22% против 19% обычных мужчин). И вообще о том, что вакцины против COVID-19 имеют много тяжелых побочных эффектов, рассказывают 34% «суперменов» и только 27% обычных мужчин.
«Особо мужественные» представители сильного пола также реже носят маски. 10% из них уверены, что ношение масок опасно для здоровья против 6% других мужчин. 17% утверждают, что маски очень неудобны по сравнению с 13% других мужчин. 24% заявляют, что «Мы живем в свободной стране, и никто не заставит меня носить маску!» – только 17% других мужчин и 18% населения в целом согласны с ними.
«Мужественные» мужчины чаще пренебрегают и другими мерами защиты. К ним чаще приходят гости, они чаще посещают многолюдные места. В целом такие люди уверены, что они достаточно сильны, чтобы пережить COVID-19.
В результате «особо мужественные» мужчины подвергают себя большей опасности, о чем и говорит статистика. По данным опроса, среди «носителей гендерной идентичности» диагноз COVID-19 получили 2,2% мужчин по сравнению с 0,8% мужского населения в целом и с 1,4% женщин (независимо от их гендерных пристрастий). То есть, «супермены» болеют COVID-19 в 3 раза чаще обычных мужчин.
И даже по тестированию на COVID-19 и на антитела к коронавирусу женщины обгоняют мужчин. Анализ глобальных данных, собранных в 16 странах мира, показывает, что на 10 тестов, сделанных женщинами, приходится только 8 тестов, сделанных мужчинами.
Гендер, социум и COVID-19
Есть еще один важный пункт: социальный эффект пандемии. Возможно, груз обстоятельств оказался в отношении мужчин тяжелее – это и привело к их плачевному положению? Но нет.
По данным статьи, опубликованной в Nature летом 2020 года, социальные и экономические последствия пандемии сильнее сказываются именно на женщинах. Они принимают на себя основные заботы по уходу за больными членами семьи, во время локдаунов именно на их плечи ложится многократно возрастающая нагрузка по бытовому обеспечению близких, они же обычно сталкиваются с проблемой детских занятий в период закрытия детских садов и школ. И даже работу в неспокойные времена женщины теряют чаще, чем мужчины. И это не говоря о возросшем многократно уровне домашнего насилия и одном из его проявлений – росте числа абортов.
Во время вспышки лихорадки Эбола в Западной Африке несколько лет назад закрытие рынок привело к потере работы торговцев, 85% из которых составляли женщины. Через год 63% мужчин вернулись на свои места, но только 17% женщины смогли сделать то же самое.
Итак, биологическая гендерная разница между мужчинами и женщинами существует. Однако она не настолько велика, чтобы объяснить намного более существенную разницу в показателях заболеваемости тяжелыми формами COVID-19 и смертности среди мужчин.
Эксперты считают, что поведение представителей сильного пола играет не менее важную роль. Что можно сделать, чтобы снизить риски для мужчин в период пандемии?
Убедить их, что «мачизм» не подразумевает пренебрежение мерами безопасности. Можно оставаться «мужественным суперменом» и после вакцинации от COVID-19, и с маской на лице, и с результатами теста в кармане. Забота о своем здоровье в наше время – не признак слабости, а показатель ответственности за свою жизнь и за жизни других людей.
Пандемия открыла нам глаза на тот факт, что здоровье определяется не только человеческой биологией, но и социальной средой, в которой мы все находимся. И гендерные различия являются важным определяющим фактором.