С определенного возраста социализация приобретает особое значение для детей. Завязать дружбу на детской площадке в 2-3 года легко — достаточно пригласить другого малыша поиграть вместе, слепить куличи или покататься с горки. В более старшем возрасте на первый план выходят общие интересы, и одной игры уже недостаточно. Для подростков дружба приобретает гораздо большее значение, чем авторитет родителей, и одновременно с этим на первый план выходит новый критерий успешности — популярность у противоположного пола. Практически в любом коллективе существуют популярные и непопулярные дети, которые не могут найти друзей в силу разных обстоятельств.
Почему дети делятся на популярных и непопулярных?
Для детей школьного возраста самое важное — вовсе не отметки в школе, а принятие сверстниками. Популярные дети или подростки часто бывают лидерами класса или компании, умеют заводить друзей или чем-то выделяются, например, обладают хорошими вокальными данными или играют в школьных спектаклях. Каждый школьный класс представляет собой систему с четко выстроенной иерархией — в нем есть «лидер», который может иметь «свиту» их 2-3 человек. Большинство составляют «середнячки», которые не выделяются ничем особенным, но и не являются отверженными.
Ребёнок может стать непопулярным по 3 причинам — отверженности, необщительности и стадии вхождения в новый коллектив. Отверженные дети часто подвергаются травле ввиду особенностей внешности, слишком бедной одежды или сложного характера. Есть в детском коллективе и те, кого не травят, но, в силу своей стеснительности они не могут ни с кем подружиться. Новенькие также могут испытывать трудности со вхождением в новый коллектив, и у них не сразу получается завоевать доверие класса.
Родители также могут испытывать беспокойство по поводу отсутствия друзей у ребёнка. Они могут подсказать ему возможные способы обретения уверенности в себе или посоветовать интересные занятия, которые позволят ему прибавить популярности, выделиться из общей массы и познакомиться с новыми людьми. К тому же ребёнок или подросток может не сообщать информацию о своем новом друге, потому что боится осуждения с их стороны.
Важность дружбы для непопулярного ребёнка
При кажущейся нерушимости и незыблемости детская дружба — довольно непостоянное явление. Меняются обстоятельства жизни, интересы, окружение, и ребёнок или подросток все реже видится со старыми друзьями. Если люди начинают дружить в детском саду, то вероятность сохранения дружеских отношений до старости довольно низкая.
В жизни каждого человека происходит множество событий, благодаря которым дружеские связи трансформируются, ослабевают или исчезают вовсе. Например, переезд одного из друзей не позволяет видеться каждый день или каждую неделю. Но даже в этом случае контакт и взаимопонимание между ними может сохраняться, они могут поздравлять друг друга с праздниками и продолжать общаться в социальных сетях.
Каждый ребёнок — отдельная уникальная личность. Кто-то с дошкольного возраста наделен лидерскими качествами или просто умеет находить контакт с другими людьми. А другие выбирают круг общения по определенным критериям и ценит собственный внутренний мир, в который не всякого готовы допустить. Но это не означает, что им не нужны друзья. Общение со сверстниками — это необходимый элемент детской и подростковой социализации, позволяющий больше узнать о людях и межличностных отношениях.
Чем родители могут помочь непопулярному ребёнку?
Разумеется, родители могут проявлять беспокойство, если они видят, что их ребёнок одинок. Это трудно не заметить — он никого не приглашает на день рождения, а его никто не зовет в гости. Плохое настроение, ухудшение аппетита и нежелание идти в школу может указывать на травлю. В этом случае поддержка значимых взрослых важна для ребёнка, даже если он скрывает то, что происходит в школе.
Травля и унижения не проходят бесследно для ребёнка. Невозможность вписаться в коллектив и положение изгоя способствует накоплению обид на людей. Даже при попадании в более комфортную и благоприятную для общения среду человек, испытавший на себе неприязнь сверстников, не способен открыться людям, завести друзей или отношения с мужчиной или женщиной. Более того, травля оказывает негативное воздействие на психику ребёнка, и может привести к печальным последствиям.
Если ребёнка не травят, но друзья так и не появляются, то родителям следует уделить внимание его коммуникативным навыкам, гардеробу и проанализировать его отношение к себе и собственной внешности. При серьезных проблемах с коммуникацией можно обратиться за помощью к психологу. В некоторых случаях раскрыть себя помогают новые таланты и занятия — спорт, музыка или другие интересные и разнообразные занятия.
Поддержка значимых взрослых важна для ребёнка младшего школьного возраста и подростка. Чем больше понимания и доверия он находит в родительской семье, тем легче ему адаптироваться к новой школе и пережить непростой период вхождения в коллектив. Взрослым также следует с пониманием относиться к выбору друзей. В подростковом возрасте ребёнок уже руководствуется не родительскими критериями, а своими собственными. Некоторые подростки примыкают к молодежным субкультурам, представители которых странно одеваются и слушают необычную музыку. И здесь матерям и отцам необходимо проявить понимание к выбору взрослеющего ребёнка, выбирающего друзей не по уровню дохода или высокой успеваемости, а по личной привязанности и совпадению интересов.
Некоторым взрослым может казаться, что проблема популярности у сверстников не столь важна для ребёнка. Такое мнение может сформироваться из-за того, что они сами были одиноки, теряли друзей или испытали предательство в юности. Взрослые придают гораздо большее значение успехам ребёнка в учебе, чем в общении. Но именно отношения с друзьями или первая любовь дает ребёнку или подростку возможность лучше узнать людей и особенности социальных связей. Любому человеку важно чувствовать, что он не один, поэтому для детей дружеские отношения могут быть важнее других.