Дружба важна для людей любого возраста — от дошкольников до пенсионеров. В раннем детстве ребёнок учится познавать окружающий мир, в том числе и через других людей. Друзей заводить очень просто — достаточно вместе играть. Чем старше становится ребёнок, тем для него важнее не просто совместное времяпрепровождение, но определенная эмоциональная близость. При изменении жизненных обстоятельств (переезд, смена школы) дети тяжело переживают разлуку со старыми друзьями.
Что значит дружба для детей
Не всем детям удается быстро завести дружбу с другими детьми. Так же, как и взрослые, они обладают определенным типом темперамента. Например, активные и деятельные сангвиники и холерики заводят новых друзей легче, чем робкие и тревожные меланхолики. Если ребёнок испытывает какие-либо проблемы с общением, то родители или другие значимые взрослые, должны поговорить с ним о важности дружбы с другими детьми.
Вряд ли стоит запрещать ребёнку играть и дружить с детьми, поведение которых по каким-то причинам не устраивает родителей. Нужно тактично объяснить, что новый друг делает неправильно и почему. Иногда определенная модель поведения может быть усвоена ребёнком от родителей. Поэтому следует рассказать ребёнку, как нужно поступать, а как нет.
Универсальных рецептов идеальной дружбы не существует. Каждый ребёнок сам выбирает, сколько друзей ему нужно. Одним достаточно одного или двух, а другие предпочитают быть душой компании из пяти или шести человек.
Жизненные обстоятельства складываются по-разному. Один из друзей может переехать в другой район, город или страну. Первое время друзьям одиноко, но постепенно они знакомятся с новыми людьми, и прежняя дружба забывается. Но у других она продолжается и спустя много лет.
Почему детская дружба прерывается?
Основной враг детской дружбы, особенно в младшем и среднем школьном возрасте — это расстояние. Если вчера друзья или подруги считали, что никогда не расстанутся и будут дружить вечно, даже когда появятся семьи и дети, то внезапно обстоятельства меняются и один из друзей уезжает. Взрослые люди воспринимают это достаточно спокойно в силу большего жизненного опыта. Но для ребёнка школьного возраста это настоящая трагедия.
Когда уезжает единственный друг, какое-то время ребёнок чувствует себя одиноким и потерянным. Первое время друзья скучают, часто звонят или пишут друг другу. Но постепенно вакуум заполняется, общение на расстоянии становится все реже, а затем и вовсе сходит на нет. И часто когда два друга или две подруги, бывшие в детстве «не разлей вода», встречаются уже во взрослом возрасте, общих тем для разговора у них уже нет.
Но даже если друзья никуда не разъезжаются, продолжая жить в одном и том же районе и посещать одну и ту же школу, то их детская дружба может подвергнуться и другим испытаниям. И не менее серьезное из них — появление третьего. Это может быть новый одноклассник, общение с которым увлекает одного из друзей. А в подростковом возрасте уже может появиться партнер, которому кто-то один уделяет больше времени, чем другу или подруге.
Конечно, бывают и успешные истории, когда крепкая детская дружба не прекращалась и с появлением третьего друга, и с приходом первой любви к одному из друзей. Но нередко между друзьями возникает ревность, ссоры и взаимные обиды. Дети и подростки тяжело переживают расставание с друзьями. Негативный опыт может в дальнейшем оказать отрицательное влияние на их психику.
Третья причина, по которой прекращаются крепкие дружеские отношения — это смена интересов. Детям и подросткам следует принять этот факт как данность. Люди меняются, и это часть жизни. Общность интересов может сохраняться на протяжении всего периода обучения в школе и даже при поступлении в университет. Здесь универсальных рецептов по сохранению отношений нет. Если они прекращаются, значит необходимо принять это и отпустить человека из своей жизни.
Как поддерживать отношения с друзьями детства?
Поскольку общение с друзьями для детей и подростков имеет большее значение, чем для взрослых, они острее чувствуют разлуку с друзьями, неискренность или предательство. И задача родителей — поддержать ребёнка в трудной ситуации, научить его признавать тот факт, что ни один человек в мире не прожил жизнь без потерь и расставаний.
Что делать ребёнку, остро переживающему потерю друга:
- принять тот факт, что он больше не может быть вместе со своим другом в силу одной или нескольких серьезных причин;
- помнить о хороших моментах, пережитых вместе с другом и учиться постепенно отпускать его из своей жизни;
- принять как данность, что люди меняются, и с этим ничего нельзя поделать;
- стараться занять свое свободное время делами, которые отвлекут его от мыслей о потерянном друге;
- обратить внимание на других ребят, которые его окружают. Возможно кто-то из них станет новым и более надежным другом;
- если друг просто переехал, а не предал и не совершил другого неблаговидного поступка, то можно поддерживать связь через социальные сети;
- отпустить из своей жизни друга, который не интересуется его делами. Если только один хочет продолжать дружеские отношения, то постепенно они прекратятся сами, и сожаления уже не останется.
Никогда нельзя с уверенностью сказать, сколько проживет дружеский союз — месяц, год, несколько лет или несколько десятилетий. Но если у друзей есть взаимное стремление к его поддержанию, то для них не будет преградой ни расстояние, ни работа, ни семейные дела. При редких встречах они будут ощущать ту же близость и общность интересов, что в детстве или ранней юности.
Раньше люди могли поддерживать связь при помощи писем, телеграмм, телефонных звонков. Сегодня, с развитием социальных сетей, можно не менее успешно общаться и узнавать новости о жизни друзей. Если причиной разлуки друзей не стали ссоры, конфликты или предательство, то они могут продолжать интересоваться жизнью друг друга и находить общие темы для разговоров спустя много лет после окончания школы.