Детский сад — это начало самостоятельной жизни малыша. Период, когда ребёнок вступает в коллектив, может стать большим испытанием для всей семьи. Чтобы слезы, переживания и плохое настроение не «тянулось» месяцами, необходимо грамотно подготовится к периоду адаптации. Все, что нужно знать родителям о новой социальной роли ребёнка, в этой статье.
Зачем готовить ребёнка к детскому саду?
Период адаптации к детскому саду индивидуален для каждого. Это важный этап, который необходимо проходить всем детям. Попытки «перескочить» его плохо сказываются на детской психике. Если родители не обращают внимания на детские слезы, раньше времени взывают к его взрослости, манипулируют и обманывают — «Не перестанешь плакать — я за тобой не приду», «Пойдешь в садик — куплю тебе игрушку» — это может привести к неврозу и ухудшить отношения с малышом.
Кроме психологической готовности, ребёнок должен понимать организационные моменты и уметь обслуживать себя. Если он может это делать — ходит на горшок, кушает, справляется с одеждой, понимает инструкции взрослых, разговаривает — адаптация проходит легче, он чувствует себя более уверенным и спокойным.
В обратном случае, малыш может сильно переживать и волноваться, когда остается в группе без родителей. В первые дни он не понимает, что происходит с ним и почему он вынужден находиться целый день в чужом месте с незнакомыми людьми. Это травмирует детскую психику, вызывает слезы, протесты и сопротивление.
Адаптационный период, без поддержки родителей, оборачивается частыми истериками, агрессией, обидчивостью, плаксивостью. Избежать этого можно, если понимать, что происходит с ребёнком и быть рядом с ним. С чего следует начать?
- Если есть возможность, лучше отдавать малыша в детский сад не раньше, чем, когда ему исполнится три года;
- объяснять ребёнку — зачем он должен ходить в детский сад;
- стараться, первые несколько месяцев забирать его домой до обеда;
- поддерживать его желание играть с другими детьми, хвалить, когда у него это получается;
- рассказывать позитивные истории о своем детстве и пребывании в коллективе;
- как можно чаще говорить о своей любви;
- проводить больше времени вместе дома — играть, читать, гулять.
Ребёнок будет чувствовать себя уверенней и спокойней в группе, если родители подберут ему одежду, которую он сможет без труда снять и надеть. Это облегчит процесс переодевания, позволит быть более самостоятельным и реже обращаться к воспитателю за помощью. Обувь тоже нужно выбирать подходящую и удобную, которую малыш сможет надеть и снять, застегнуть и расстегнуть, предпочтительно на липучке. Она должна хорошо «сидеть» на ножке, позволять ребёнку свободно двигаться.
Важность режима дня для ребёнка
В саду есть определенный режим мероприятий, к которому малыш должен быть приучен заранее. Если, он будет хотеть есть или спать в то время, когда это заведено в дошкольном учреждении, то, ему не грозят плохое самочувствие и капризы.
Приблизительный режим, с которым столкнется ребёнок в детском коллективе:
- Начало дня: прием детей, осмотр на инфекции и педикулез, самостоятельные игры с 7.00 до 8.00.
- Музыкально—ритмические гимнастические упражнения с 8.00 до 8.10.
- Самостоятельные занятия с 8.10 до 8.20.
- Прием пищи — завтрак с 8.20 до 9.00.
- Занятия с 9.10 до 10.15.
- Второй завтрак с 10.15 до 10.25.
- Прогулка на улице с 10.30 до 12.00.
- Прием пищи — обед — с 12.10 до 12.40.
- Дневной сон с 13.00 до 15.00.
- Подъем, водные и воздушные процедуры, гимнастические занятия после пробуждения с 15.00 до 15.15.
- Прием пищи — полдник — с 15.15 до 15.30.
- Самостоятельные или совместные с воспитателем занятия с 15.30 до 16.00.
- Прогулка на улице с 16.00 до 17.00.
- Прием пищи — ужин с 17.20 до 17.40.
- Самостоятельные игры и общение, уход домой с 17.40 до 19.00.
Взрослым, чтобы приучить ребёнка к такому режиму, следует соблюдать его дома. В каждом детском саду время приема пищи, занятий, прогулок и сна могут отличаться. Поэтому, для облегчения адаптационного периода, хорошо, если родители познакомятся с организационными моментами детского сада, в который планируют отдать малыша, заранее.
Замечено, что дети, которые с рождения находились дома только с мамой, потом тяжелее проходят период адаптации. Поэтому, полезно за несколько месяцев до поступления в сад, начать оставлять малыша с родственниками или няней. Это поможет ему легче «оторваться» от мамы, когда придет время.
Успешная адаптация на 50% зависит от того, как родители подготовят ребёнка к пребыванию в детском коллективе.
Ошибки родителей
Пугать детей воспитателем. Так поступают взрослые, когда теряют контроль над ребёнком, не могут справиться с его непослушанием. У детей, если они часто слышат, что воспитательница им «задаст» или «устроит», сформируется негативное отношение к детскому саду и педагогу, и они будут отказываться туда ходить.
Плохо отзываться о педагогах. Между взрослыми людьми бывают конфликты из-за непонимания и недовольства друг другом. Не стоит подключать к ним детей. Иногда родители думают, что маленький ребёнок не понимает, о чем мать и отец говорят в семье и, с чувством гнева или возмущения ругают воспитательницу. Дети могут не понимать слов, однако, они хорошо чувствуют отношение взрослых к воспитателю. Если оно негативное и осуждающее, то, они могут отказаться посещать детский сад, будут чувствовать себя в группе не комфортно, тревожно.
Игнорировать чувства ребёнка. Так бывает, когда мать и отец отдают малыша в детскую группу на весь день и не объясняют, почему они делают это. Если они, при этом, еще и игнорируют его эмоции, то дети страдают. Маленький ребёнок не может объяснять словами свои чувства, однако, с большой вероятностью, в нем рождается ощущение брошенности и ненужности. Даже самому маленькому ребёнку необходимо объяснять перемены, которые с ним происходят — это поможет ему не бояться и не тревожиться. Уверенность детей в том, что родители их любят и никогда не оставят — залог легкой и быстрой адаптации к детскому саду.
Отношения с малышом
Большинство детей проводят время в детском саду весело и с удовольствием. Они много играют, гуляют, развиваются, учатся общаться. Однако, пребывание там отнимает у детей и родителей время, которое они могли бы проводить вместе. Поэтому, отношения с ребёнком, когда он находится дома, следует наполнять как можно большим вниманием, заботой и любовью. Дети успокаиваются, когда чувствуют, что родители радуются им, гордятся их достижениями. Это проявляется в совместной деятельности, играх, поцелуях, объятьях, дружеских беседах. Чем лучше отношения родителей с ребёнком, тем легче ему будет привыкнуть к детскому саду и начать получать удовольствие от пребывания в нем.