Общение необходимо каждому из нас, ведь мы социальные существа. Недаром одним из самых тяжелых видов наказания является заключение в одиночной камере, то есть, практически полное лишение взаимодействия с себе подобными. Как сделать, чтобы отношения с людьми приносили только радость и не вызывали конфликтов?
Общение: как устанавливать хорошие отношения
Хорошие отношения важны для каждого из нас. Не только в семье и на работе, но и в социуме: на улице, в магазине, транспорте. Когда люди к нам хорошо относятся, когда мы им симпатичны, мы чувствуем, что нас принимают, одобряют и понимаем, что мы важны, значимы. Это поднимает нас в собственных глазах, повышает самооценку.
А когда мы видим плохое отношение к себе, нас это угнетает, подавляет. Мы чувствуем себя незначимыми, это болезненное ощущение.
Как научиться общаться так, чтобы всегда вызывать к себе хорошее отношение? Эти знания человек, прежде всего, получает в детстве, в семье. Родители должны научить ребёнка, что надо здороваться с людьми, улыбаться им. Самое главное, они должны показывать ему пример собственным поведением, а не просто говорить, как надо поступать.
Если ребёнок растет в семье, члены которой доброжелательно и уважительно относятся друг к другу, он легко научится цивилизованному общению.
А если в семье он часто слышит крики, скандалы, взаимные оскорбления, разве он научится улыбаться и быть приветливым?
За границей, в Европе, люди улыбаются друг другу. Это происходит везде: в магазине, транспорте, да и просто на лице.
У нас порой говорят, мол, за границей улыбки фальшивые. Это ошибочное мнение. Физиологи давно доказали, что положение мышц лица и тела оказывает влияние на мозг. Например, попробуйте улыбаться в течение одной минуты, и вы убедитесь, что ваше настроение улучшится. Мышцы лица, находящиеся в определенном состоянии, передали мозгу сигнал, что у вас все хорошо и вы довольны.
Поэтому привычка улыбаться важна не только для окружающих. Она полезна, прежде всего, для вас самих, так как поднимает ваше настроение.
Психология отношений
Каждому человеку свойственно утверждать свое мнение, такова людская психология. Каждый считает, что он прав и его мнение очень важно. В любом человеке сидит убежденность в собственной правоте, иначе мы не могли бы действовать в жизни, а постоянно стояли бы на распутье и мучились сомнениями. Поэтому внутреннее ощущение правоты свойственно любому человеку, это нормально.
Собственно, каждый человек всегда прав (в своих глазах). Он говорит и делает то, что считает нужным — исходя из его умственных способностей, убеждений, жизненного опыта на данный момент времени.
Но когда начинается общение, возникают сложности. Происходит борьба за самоутверждение, где каждый старается утвердить свою правоту и оставить за собой последнее слово. Такая борьба за превосходство заложена в психологии людей.
Еще в общении стоит учитывать, что существует разница между мужчинами и женщинами. Мужчина всегда хочет побеждать, в том числе и в споре. Это сидит в его генах, такова мужская психология. А женщина все-таки более склонна к уступчивости, соглашательству. Конечно, это в идеале. Но сейчас роль женщины в обществе изменилась, она нередко берет на себя мужские обязанности, это накладывает отпечаток и на способ общения.
Правила общения
В Библии сказано: «Относитесь к другим так же, как хотели бы, чтобы относились к вам», «Не судите, да не судимы будете». Все знают эти заповеди, но почему-то многие их нарушают.
Казалось бы, эти правила общения актуальны до сих пор. Но как их выполнять? О необходимости вежливости, приветливости, дружелюбия мы уже говорили. Об улыбке тоже — она всегда располагает людей и открывает сердца.
Золотые правила общения
Главное — не переходить на личности. Нельзя говорить: «Вы такой необязательный, вам ничего нельзя поручить…», «Вы всегда обманываете» и пр. Давать оценки человеку, наклеивать на него ярлыки запрещено правилами общения. Это прямой путь к конфликту.
Необходимо обсуждать только суть вопроса, проблему, ситуацию. Обсуждать людей и давать им оценки нельзя.
Далее, нельзя перебивать других. Надо уметь выслушать собеседника. Дайте ему полностью выговориться, чтобы он израсходовал энергию и успокоился. Тогда вы добьетесь от него большего.
Говорите спокойно, не кричите, не выходите из себя. Спокойный тон звучит гораздо внушительнее, к нему прислушиваются. А если вы кричите, это значит, что вы неспособны собой управлять и идете на поводу своих эмоций, поэтому вами можно легко манипулировать.
Комплименты
Один из секретов людской психологии — это потребность в похвале. Комплименты являются тем волшебным ключиком, который помогает располагать к себе людей. Только комплименты не должны быть лестью, люди этого не любят. Лесть — это ложь с корыстной целью, а комплимент — это искренняя похвала. Любого человека всегда можно за что-то похвалить, главное, найти в нем что-то положительное. Например:
- «Вы сегодня хорошо выглядите»,
- «О, у вас новое платье!»,
- «Поздравляю с хорошими показателями, наслышан о ваших успехах»,
- «У вас замечательные дети»,
- «Вы лучший мастер из всех, которые у меня работали» и т.д.
Всегда можно найти, за что похвалить человека, главное, захотеть. Тем самым, вы расположите его к себе, создадите благоприятный фон для отношений.
Темы для общения
Некоторые люди не чувствуют собеседника. Например, встречаясь с человеком, они начинают грузить его разговорами, которые ему неинтересны.
Темы, которых следует избегать
- Рассказы о знакомых и родственниках, которых собеседник не знает, никогда не видел и не увидит.
- Бесконечные рассказы о маленьких детях, о том, как они покушали, что сказали. Эта тема близка далеко не всем.
- Сообщения о своих кошках и собаках, это тоже не всем интересно.
- Ну и, конечно, разговоры о болячках, лекарствах, визитах к врачу и т.п.
Темы, которые всегда уместны
- Прежде всего, это погода. Ведь она касается всех и каждого, поэтому ее безбоязненно можно обсуждать. Недаром, в Англии любой разговор начинают именно с этой темы.
- С попутчиками в транспорте (автобусе, поезде, самолете) лучше всего говорить о городах и странах, которые вы проезжаете, о том, как вас обслуживают и т.д., то есть, о текущих моментах, касающихся вас обоих.
- С соседями по дому говорите о благоустройстве или проблемах, которые появляются в доме (уборка, работа управляющей компании и пр.).
- С коллегами по работе лучше всего обсуждать рабочие темы (не затрагивая присутствующих сотрудников).
То есть, тема общения должна быть интересна всем собеседникам, она должна быть близка им.
Но самое важное — это наблюдать за реакцией партнера по общению. В этом и заключаются чуткость и такт. Как только вы заметите, что партнер теряет интерес к разговору, его внимание рассеивается, надо перейти к другой теме или вообще завершить общение.
Если вы запомните эти правила общения и будете следовать им, вас будут считать прекрасным собеседником, и вы станете желанным гостем в любой компании.