14.08.2017 2175

Как строить общение с людьми, к которым нет симпатии?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Общение людей между собой — важная часть жизни и отношений. Люди нуждаются в нем — его количестве, форме и интенсивности — в зависимости от характера и темперамента. Для некоторых оно как воздух — необходимо каждый день, без него они чувствуют себя одиноко и неполноценно. Для других не представляет такой важности, им хорошо и в одиночестве.

Общаясь, человек может не только поддерживать связь с окружающим миром, но и получает новую информацию о себе. Она рождается, когда появляются отношения любви, привязанности, дружбы, симпатии, или наоборот, отрицательные чувства людей друг к другу.

Через общение люди передают импульсы взаимодействия — это могут быть комплименты, похвала, словесная поддержка, обмен опытом, передача знаний, шутки и мнения.

Психология человека такова, что чем больше он симпатизирует другому, тем большую ощущает потребность в общении или близких отношениях.

Однако, бывает так, что обстоятельства вынуждают общаться с людьми, которые не вызывают чувства симпатии. Тогда человек оказывается не в очень удобном положении: общаться надо, а желания для этого нет. Тогда он может столкнуться с выбором: собственные чувства или общение? В каких ситуациях может возникнуть подобный выбор? И как быть, чтобы не испортить отношения, поддерживать которые есть необходимость, но нет желания? Ответы можно узнать, прочитав эту статью.

Зависимость общения от психологии личности

Зависимость общения от психологии личности

Иногда дружить или общаться не получается из-за чувства антипатии к партнеру. Загадкой для человека выступает то, что часто они являются беспричинными. Бывает так, что люди знакомятся друг с другом — на работе, в компании друзей, на лестничной площадке или на отдыхе и между ними завязывается взаимодействие. Когда не существует связи, которая заставляла бы продолжать общаться, люди могут не поддерживать знакомство и вскоре забыть друг о друге. Но что делать в том случае, если общение должно быть поддерживаемым или даже необходимым в силу обстоятельств? Такие отношения могут наблюдаться между коллегами, подчиненным и начальником, старыми или новыми родственниками, общими друзьями одного и того же человека, соседями.

Часто люди могут испытывать чувство неприязни друг другу, для возникновения которого, казалось бы, нет весомых причин, потому что срабатывает закон проекции. Психологи говорят о том, что если малознакомый человек вызывает негативные чувства — гнева, осуждения, неприязни, то, скорее всего, он напоминает кого-то близкого, с кем отношения не были завершены, или причиняли боль. Это и есть проекция, когда мы бессознательно проецируем свои чувства на других людей — словом, жестом, взглядом напоминающих о прошлом опыте.

Таким образом, общение и его качество становится зависимым от того, что представляет собой человек, как он живет, как разговаривает и так далее.

Что можно сделать для того, чтобы не испытывать негативные чувства проекции, и сохранить общение, которое необходимо по долгу службы или еще какой-либо причине? Во-первых, понять, кого так напоминает человек. Он может вызывать воспоминания не только внешним образом, а сказанным словом или фразой, манерой поведения, особенностями темперамента. После этого, чтобы снизить напряжение, психологи предлагают выполнить упражнение, которое называется «10 отличий». Посмотрите на человека, чей образ мешает поддерживать с ним эффективную связь, и мысленно найдите 10 отличий его от того, на кого он похож. Это может быть тембр голоса, рост, цвет глаз, волос и так далее. Такое мысленное упражнение помогает понять, что человек, который напоминает кого-то, на самом деле является другим: он старше, или наоборот, моложе, у него другое телосложение — задача в этот момент концентрировать внимание на поисках отличий, как в детской игре.

Благодаря этому удастся снизить напряжение, не думать о причине возникновения неприятных чувств и продолжать общение, опираясь на объективную реальность.

Привычка помнить о цели общения

Привычка помнить о цели общения

Продолжая разговор о чувствах, вызываемых проекцией, стоит уделить внимание мыслям, которые при этом возникают. Они могут касаться переживаний о прошлом или тревог о будущем. Их появление говорит о неспособности находиться в настоящем моменте. Многие люди имеют привычку думать и мыслить непрерывно. Тогда цель общения теряется, взаимодействие не может быть конструктивным и не приводит к эффективности.

Такие отношения между людьми, если есть необходимость в том, чтобы их поддерживать, могут приводить к сложностям, недоразумениям, обидам. Например, если никак не получается отвлечься от раздумий, касающихся прошлого или будущего, то дело, будь оно личным или профессиональным, может закончиться провалом, ведь вся энергия человека будет уходить на то, чтобы прокручивать в голове неудавшиеся планы или представлять их себе впереди. Так люди, неосознанно, могут оказаться неуспешными в реализации рабочих проектов, портят отношения с близкими, препятствуют завязыванию новых знакомств. Важно избавиться от привычки не находиться в реальности и тратить энергию на то, чтобы постоянно переживать о том, что было или будет.

Когда отсутствие симпатии мешает общаться с человеком, при этом имеют место проективные мысли или надуманные тревоги, то следует концентрироваться на цели общения. Постоянно держите ее в голове, не позволяйте мыслям уводить вас в сторону от реальности, вызывать тревогу, напряжение или другие отрицательные эмоции. Фокусировка на цели общения помогает сохранять свои границы, не нарушать их у другого человека, не подмешивать личные чувства, идти своим путем и достигать задуманного.

Отношения без осуждения

Часто мешают строить общение чувства осуждения к другому. Например, общение с коллегой или начальником не приносит удовольствия, потому что его образ жизни или характер вызывает осуждение. Оно не позволяет эффективному общению состояться, мешает быть объективным и, главное, приносит больше вреда тому, кто его испытывает, или выражает, потому что мешает достигать цели взаимодействия.

В таком случае следует избавиться от привычки внутренне судить других людей за то, как они живут, что делают, как общаются и так далее — ведь они имеют на это право. Если есть твердая уверенность в том, что общение, которое не вызывает удовольствие, должно состояться или помочь чего-то достичь, то стоит научиться не смешивать личные эмоции с целями общения. Тогда удастся не только с легкостью получить желаемое, но и избежать возможных конфликтов.