Советский ученый с мировым именем Лев Семёнович Выготский, изучавший психологию развития ребёнка, сумел ответить на важные вопросы воспитания и обучения детей, стремясь сделать педагогический процесс максимально результативным. Во многом благодаря отечественному исследователю детская психология зародилась и оформилась как самостоятельная наука, которая теперь идёт рука об руку с современной педагогикой. Как понимал детскую психологию Лев Выготский — читайте в нашей статье.
Вклад Выготского в становление детской психологии
Л.С. Выготский полагал, что педагог должен опираться на психологическую науку. Из этой идеи впоследствии выделилось отдельное направление в социальной педагогике под названием «педагогическая психология». Поэтому современный педагог должен быть немного психологом, а детский психолог должен знать основы педагогики.
Учёному удалось объяснить особенность психических процессов ребёнка, законы культурного развития личности, отношения маленького человека с окружающей средой.
А разработки советского исследователя по дефектологии заложили базу для коррекционной педагогики, в рамках которой сейчас занимаются особыми детьми. Учёный занимался проблемами детей с задержкой психического развития, для которых стали открывать специальные школы с 1981 года.
Благодаря Льву Выготскому устоялось понимание, что воспитание тесным образом связано с обучением, и оба процесса подразумевают коллективную деятельность.
В психологической теории Льва Выготского среди ключевых понятий нужно выделить зону ближайшего развития. Под этим термином, введённым в науку Выготским, понимается перспектива ближайшего развития, определяемая как разница между действиями ребёнка, которые он мог выполнить с помощью взрослого, и действиями, которые теперь ему самому под силу. Эта зона, по мнению учёного, крайне вариативна, индивидуальна и не имеет чётких границ. Кроме того, воздействие на границы оказывают как взрослые, так и дети, будь то сверстники или старшие родные или знакомые.
ЗБР, или зона ближайшего развития используется в современной детской психологии для определения направлений, в которых можно и нужно работать с ребёнком.
Основные идеи Выготского о психологии развития ребёнка
- Наиболее интенсивным периодом человеческого развития считается временной промежуток от рождения до семи лет. На этом этапе постепенно формируется самостоятельная уникальная личность со своими представлениями о мире. Развитие ребёнка зависит от нескольких факторов, в числе которых природные черты, социальные условия, традиции воспитания и психологические особенности.
- Игру учёный называл основным источником развития в этом возрасте, доказав, как она влияет на речь ребёнка, его познавательные навыки и социализацию. При этом он утверждал, что слишком раннее начало обучения не соответствует детским возможностям, и подчёркивал, что запаздывать с обучением также не стоит.
- Процесс воспитания не должен обучать ребёнка приспосабливаться к среде. Цель воспитания — формирование полноценной личности, которая может выйти за рамки своей среды. Ребёнок должен уметь и самовоспитываться, но это доступно лишь при правильном воспитании со стороны взрослых.
- Маленький человек научается в сотрудничестве со взрослыми, усваивая способы взаимодействия с миром и в дальнейшем применяя выученные модели к жизненным ситуациям. Поэтому на данном этапе роль взрослого особенно важна.