Маленькие дети способны развивать в себе невероятные таланты. Самое главное — помогать им открывать в себе эти дарования и учиться выражать их. Современная педагогика предлагает массу интересных методик раннего развития. Но ведь малыши такие разные! Как сориентироваться в море информации и подобрать оптимальный вариант?
На самом деле, существует не так много действительно стоящих систем раннего развития детей. Рассмотрим несколько самых эффективных.
«Помоги мне это сделать самому» — методика Марии Монтессори для раннего развития ребёнка
Мария Монтессори была первой женщиной в истории Италии, которая получила медицинское образование и пополнила ряды носителей ученой степени доктора наук. Она дала миру актуальную и по сей день методику, которая пользуется невероятным спросом для раскрытия потенциала детей всего мира.
Занятия проходят в особых зонах, где размещаются специальные обучающие пособия. Обучение проводится в смешанных группах, благодаря чему младшие дети имеют возможность учиться у старших, а старшие — проявлять заботу о младших. Главный принцип заключается в свободе выбора изучаемого предмета: малыши сами определяют, что изучать, исходя из собственных интересов, и постоянно занимаются саморазвитием. Педагоги при этом ненавязчиво проявляют участие и предлагают разумные правила, которые координируют весь учебный процесс.
Это действительно эффективная система, имеющая множество преимуществ:
- Ребёнок развивается свободно и независимо. Если крохе нужно что-либо выучить, то его погружают в особые мотивирующие условия, в которых изучение предмета проходит в наиболее удобном для него ритме.
- Каждый малыш постигает мир самым естественным путем, познавая суть вещей через совершаемые открытия.
- Процесс обучения исключает выражение педагогом критики в сторону учеников. Учителя и воспитатели уважают индивидуальную скорость развития каждого ребёнка и не сравнивают детей между собой.
- Во время занятий дети учатся самостоятельности и ответственности, благодаря чему рано получают навыки самообслуживания.
- Занятия прививают уважение к свободе и границам других людей, а также способствуют адаптации к законам социума, которые запрещено пересекать.
Главный недостаток этой методики заключается в том, что при попадании в школьную среду ребёнку нужно будет приспосабливаться к новым условиям, ведь обучающий процесс в школе основан на совсем других принципах. Во-первых, школьный педагог не играет роль наблюдателя и советчика, а активно принимает участие в обучении детей. Во-вторых, школьная образовательная система не предусматривает индивидуальный подход и право выбора изучаемых предметов. Для достижения хороших результатов в школе нужно упорно трудиться и быстро осваивать предлагаемую информацию, а не изучать в свое удовольствие.
Кроме того, процесс обучения в рамках методики «Помоги мне это сделать самому» не предполагает использование детских сказок, а потому занятия не способствуют формированию у детей четких понятий о добре и зле, а креативность, фантазия и навыки коммуникации развиваются слабо.
Раннее развитие малыша: методика Гленна Домана
Американский врач Гленн Доман разработал свою методику специально для малышей с поражениями нервной системы, однако в дальнейшем он усовершенствовал программу и адаптировал ее для обучения всех детей.
Сам основатель методики считал, что начинать заниматься развитием умственных способностей малышей следует практически сразу после их появления на свет. Таким образом обычный ребёнок вполне может стать настоящим гением, ведь его потенциал используется на 100%. Г. Доман также утверждал, что стимуляция двигательной активности непосредственно влияет на развитие мозга, и разработал специальную гимнастику для поддержания двигательного, хватательного, опорного и ползательного рефлексов.
В процессе обучения активно используются разработанные автором методики карточки, на которых изображены предметы и их названия. На занятиях малышу поочередно показывают изображения, произносят их названия и дают запомнить. Со временем задания усложняются: крохе дают карточки с более сложными композициями, где вместо коротких подписей уже фигурируют целые предложения. Контрольные работы при этом не проводятся — ребёнок сам начинает демонстрировать усвоенные знания, когда ощущает внутреннюю готовность к этому.
Можно выделить не так уж много плюсов такого обучения, зато все они значимые, ведь малыш развивается стремительно и полноценно:
- стимулируется рост и физическое развитие ребёнка;
- у крохи формируется фотографическая память;
- ребёнок получает большое количество разносторонних знаний, благодаря чему растет эрудированным;
- занятия способствуют лингвистическому развитию малыша.
Невзирая на очевидные плюсы такого обучения, нет никаких объективных доказательств того, что представленная система эффективнее прочих. Из числа основных минусов этой методики можно выделить следующие:
- Занятия должен проводить только родитель.
- Нельзя пропускать занятия. Всего несколько пропусков сводит на нет всю эффективность метода.
- Ребёнок не принимает активное участие в процессе обучения, не учится слушать и читать, а просто смотрит и запоминает.
- Оперировать усвоенными знаниями малышу будет сложно. Информации поступает много, а поэтому большую ее часть невозможно долго удерживать в памяти и использовать в дальнейшем.
Многие педагоги и нейропсихологии смотрят на эту систему раннего развития крайне скептически, считая, что развитие любого ребёнка происходит последовательно, а потому вложить в его сознание сразу большой объём знаний невозможно.
Интеллектуальное развитие детей по принципу семьи Никитиных
Борис и Елена Никитины успешно воспитали и вырастили своих семерых детей. Эти опытные педагоги разработали собственную систему раннего развития, основу которой составляют их лучшие профессиональные наработки. Процесс обучения строится на естественности. Важно использовать каждый день жизни с умом и пользой.
По сути, это даже не методика, а образ жизни, ключевые моменты которого лежат в следующем:
- Переход на новый режим происходит с момента зачатия.
Родители берут на себя всю ответственность за рождение малыша и выступают за естественные роды. Врачи воспринимаются как специалисты, способные прийти на помощь в момент кризиса.
- Процесс обучения начинается с первых месяцев жизни.
Чем раньше раскрывать задатки ребёнка, тем более умным он вырастет.
- Обязательно делается акцент на телесное развитие.
В ход идут закаливание и физическая активность (тренажеры, подвижные игры и т. п.).
- Воспитание предполагает исключение излишеств.
Гардероб крохи составляют только самые нужные, базовые предметы одежды. Еда, которой питается малыш, простая и сытная.
- Обучение сопрягается с половым воспитанием.
Девочка учится вести домашние дела у матери, а сын работает с отцом. Взрослые не помогают и не подсказывают, а подают пример и терпеливо ждут, пока кроха сам поймет, что и как делать.
Обучение по этой методике способствует:
- активному развитию у крохи таких качеств, как ответственность и самостоятельность;
- формированию у малыша четких жизненных ориентиров;
- развитию у ребёнка аналитических способностей и логического мышления.
Ребёнок погружается в особую обучающую среду, которая дает ему возможность развиваться в естественном ритме. Эта методика предусматривает игровую деятельность (авторские развивающие игры).
Следует отметить, что представленная система провоцирует много споров и опасений. Врачи с предосторожностью относятся к активному физическому развитию в столь раннем возрасте: во-первых, это чревато травмами, а во-вторых, при таких условиях эмоциональное развитие не успевает за интеллектуальным и физическим. Кроме того, Никитины считали, что хозяйственно-бытовой труд в жизни ребёнка намного важнее знаний, которые предоставляют образовательные учреждения, а потому его пребывание в таких заведениях нужно сводить до минимума. Многие современные исследователи утверждают, что это негативно влияет на социализацию и развитие коммуникативных навыков.