Заикание детей – не такое уж редкое явление. Наиболее часто оно встречается у малышей в возрастной период с двух до пяти лет. Взрослых это обычно пугает, заставляет тревожиться о будущем ребёнка, переживать – сможет ли тот адаптироваться к окружающей среде, свободно контактировать со сверстниками?
Но избыточное волнение родителей, как правило, не идет на пользу их малышу и еще больше нагнетает ситуацию. В тревожном состоянии они часто совершают серьезные ошибки, которые только усугубляют положение.
Как появляются дефекты разговорной речи
При становлении речи заикание может быть частью естественного процесса, но избыточное навязчивое внимание взрослых к этой проблеме зачастую превращает его в постоянный приобретенный навык и фиксирует дефект на долгие годы.
Семья, прежде чем предпринимать какие-то конкретные шаги по преодолению этой проблемы, должна понимать, в чем ее суть. Только так у взрослых получится не навредить нормальному развитию ребёнка.
При заикании нарушается темпо-ритмическая организация речи. И это может быть вполне естественным процессом на пути формировании определенных речевых навыков в конкретные возрастные периоды детей:
- при первых попытках говорить предложениями – между 2-3 годами;
- при подготовке к школе в 6-7 лет;
- в возрасте полового созревания при гормональной ломке организма.
Проявляется заикание в эти периоды в виде повторов слогов, слов или даже целых фраз. А иногда в виде удлинения некоторых звуков, их пропуска или просто нерешительного запинания при составлении и произнесении фразы.
В большинстве случаев ребёнок справляется с этими проблемами по мере развития речевого аппарата и накопления достаточного словарного запаса. Исследования психологов подтверждают, что после шести лет лишь 20% малышей нуждаются в действенной помощи для преодоления заикания. Остальные благополучно справляются с этим сами.
Почему дети начинают заикаться
Исчерпывающий ответ на этот вопрос психологи не дают. Все дети индивидуальны, и на них могут повлиять самые разные факторы. Обычно причины заикания кроются в целом комплексе различных факторов. Но ученые выделили наиболее распространенные из них.
- Наследственность. Две трети заикающихся малышей имеют таких же родственников среди близкого окружения. В этом случае может сработать простой эффект подражания, когда ребёнок начинает вольно или невольно копировать кого-то из близких.
- Последствия ранее перенесенных инфекций.
- Более медленный процесс развития ребёнка – когда формирование речевого аппарата отстает от физического и психологического роста организма. Иногда дети просто не успевают своевременно овладеть всеми необходимыми навыками.
- Гиперактивность. Родители часто замечают, что у слишком активного ребёнка мысли опережают слова. Он гиперактивен во всем, в том числе и в составлении речевых конструкций.
- Стрессы и психологические травмы. Заикание у детей может быть реакцией на утрату ощущения безопасности, нарушение привычного образа жизни из-за какой-то травмирующей ситуации.
Развитие ребёнка может также идти с задержками из-за особенностей работы его центральной нервной системы. Взаимодействие разных зон мозга при этом еще не устоялось, что приводит к отсутствию координации между мышцами, которые принимают участие в воспроизведении звуков, слов и фраз. Часто заиканием сопровождается психологическое давление: например, принудительное формирование правши из природного левши.
Что могут предпринять родители
В большинстве случаев заикание – это часть естественного процесса формирования речевого аппарата. Однако это не означает, что родители должны игнорировать эту проблему. Нужно внимательно присматриваться к состоянию ребёнка, особенно если дефект наблюдается в течение длительного времени и плохо поддается исправлению.
Задача взрослых – помочь ребёнку справиться с проблемой и ее возможными негативными последствиями. Медикаментозного лечения в этом случае не существует, в основном используется психологическая коррекция. Если заикание отмечается не в тяжелой форме, то многие методики его исправления будут под силу самим родителям: их можно с успехом применять в условиях семьи и дома.
Первый этап – определить причину проблемы. В зависимости от этого выстраиваются все дальнейшие действия. Возможно, ребёнок испугался хищников в цирке, вступил в конфликт с приятелями, услышал ссору членов семьи и т. д. Если же в жизни ничего опасного не произошло, что могло бы негативно повлиять на развитие ребёнка, то источник проблемы надо искать в его индивидуальных особенностях и переходить к следующему этапу.
В этой ситуации категорически нельзя давить на малыша, требовать от него исключительно правильного и точного произношения всех слов. Пусть он говорит так, как ему удобно: не отбивайте у него желание общаться, а в процессе разговора мягко корректируйте и поправляйте речь.
Не акцентируйте внимание ребёнка на неправильном произношении и затягивании звуков. Возможно, сам он этого даже не ощущает, а ваши замечания пробудят у него комплексы, чем значительно замедлят процедуру избавления от заикания. В итоге может произойти фиксация на неправильной манере произношения слов и звуков, после чего уже точно понадобится помощь профессионалов.
Больше общайтесь с ребёнком. В семье, где круг общения состоит из знакомых и любящих его людей, он чувствует себя более раскрепощенным и способным на любые позитивные изменения.
Как заикание влияет на развитие ребёнка
Если заикание приобретает тяжелые затяжные формы, то дети без помощи профессионалов справиться с ним не смогут. Тревожиться следует в случае, если ребёнок заикается в течение нескольких лет, и при этом он уже преодолел 5-летнюю возрастную планку. В этой ситуации консультации с логопедом и педиатром становятся обязательными.
Есть конкретные признаки, которые должны обеспокоить родителей. Одно из первых – старание малыша избежать разговоров с незнакомыми людьми или публичных выступлений.
Также вы можете заметить, что он вдруг во время разговора повышает тональность своей речи или начинает говорить громче. Как правило, это свидетельствует о напряжении, которое он испытывает, проговаривая отдельные слова или фразы. Более того, ребёнок даже может произвольно заменить какое-то слово в разговоре, опасаясь запнуться на труднопроизносимым для него сочетании звуков.
Такие затруднения обычно заметны визуально: слово, которое вызывает приступ заикания, заставляет ребёнка напрягать лицевые мышцы и совершать определенные мимические движения.
У профессиональных логопедов есть отработанные методики для плавного исправления подобных дефектов.