С одной стороны, ребёнка необходимо с раннего возраста приучаться к порядку, чтобы во взрослой жизни он мог упорядочивать свои дела. С другой стороны, малышу необходим творческий процесс, точнее, развитие творческой стороны личности, где хаос является основой для этого. Реалии бытовой жизни человека и его условия проживания порой не позволяют выделить малышу его собственную территорию, детскую комнату, где можно оставить часть игрушек до следующего дня. В малогабаритных квартирах проживают не только сам малыш и его родители, но иногда и бабушки, и дедушки. Каждый человек имеет право на личное пространство.
Развитие ребёнка дошкольного возраста
Другой вопрос, с какого возраста нужно приучать ребёнка? Некоторые психологи советуют приучать ребёнка к порядку с 2 – 3-летнего возраста. Другие психологи, опираясь на фактические данные развития ребёнка, советуют начинать этот процесс с 4-5 лет. Выбор остается за родителями. В любом случае приучать малыша убирать свои игрушки нужно в игровой, увлекательной форме. Кроме того, как показывает практика дошкольного развития ребёнка, уборку игрушек лучше «согласовать» с другим событием, входящим в его режим. Убирать игрушки перед сном или прогулкой или после обеда и так далее. Как показывает практика, развитие ребёнка летом наиболее активно.
Перед тем как предложить несколько вариантов игровой формы сбора игрушек, следует помнить о том, как поступать не стоит:
- Нельзя ругать и кричать;
- Нельзя заставлять ребёнка, что-то делать насильно.
Способы совместного сбора игрушек
1. Процесс уборки должен начинать взрослый, постепенно вовлекая в него ребёнка. Можно придумать игры «со смыслом».
- Сбор ягод или фруктов. В качестве корзинок будут использоваться коробки под игрушки. Например, одна коробка для ягод (мелкие игрушки), другая коробка для фруктов (крупные игрушки).
- В главной роли может выступать любимая игрушка малыша. С ее помощью можно собрать все разбросанные игрушки.
Это лишь несколько примеров, все зависит от фантазии и креативности взрослого. Недостаток данного метода в том, что не всегда ребёнок согласен включиться в игру, да и у родителей иногда не бывает ни сил, ни времени.
2. Песни и стихи. В процессе уборки можно подпевать или озвучивать свои действия в стихотворной форме. Однако с такой способ может и не подойти – в развитии детей дошкольного возраста присутствует один фактор — при возбужденном состоянии, малыш не всегда может воспринимать значение слов.
3. «Ящик – монстр». Можно придумать емкость, куда будут отправляться все несобранные игрушки. Потом ящик можно отправить на антресоли пока ребёнок «не исправиться» и не начнет убирать за собой. Недостаток метода в том, что нельзя прибегать к нему постоянно, да и срабатывает он на детях лишь младшего дошкольного возраста. Реакция малыша может быть весьма неоднозначной и безразличной.