Коллеги словно с цепи сорвались, ополчившись против одного человека — игнорируют, насмехаются, распускают сплетни. А тому хочется только одного — уволиться и больше никогда не видеть их лиц. Не торопитесь поднимать руки вверх. Сегодня мы расскажем, какие привычки поведения нужно воспитать в себе, чтобы противостоять агрессии окружающих.
Привычки поведения в коллективе: два вида прессинга
Моббинг — это групповой психологический прессинг со стороны коллег. Он бывает двух видов:
- белый — скрытый, то есть когда неблаговидные поступки совершаются исподтишка. В этом случае коллеги не признаются в своих некрасивых действиях и утверждают, что жертва все это «сама придумала» или «она слишком чувствительная, обидчивая и подозрительная»;
- черный — явный прессинг, принимающий форму конфликта, цель у которого одна — выжить неугодного сотрудника.
Первый случай грозит развитием у жертвы повышенной тревожности (ей начинает казаться, что она сходит с ума), а во втором человек просто теряет силы и энергию в постоянном противостоянии нападкам со стороны коллег.
Опасные симптомы: как отличить прессинг от напряженной обстановки?
Отличить моббинг от стандартных напряженных отношений в коллективе помогут такие тревожные симптомы:
- Критика без оснований
Что бы человек ни сделал, от коллег, как рядовых, так и чуть выше рангом, он получает одни только замечания. Они постоянно недовольны и всегда находят, к чему придраться. Даже если работа была выполнена безукоризненно, коллеги в силу привычки обязательно отыщут недочеты или повесят на человека ответственность за чужие ошибки и недоработки. Ну и конечно же обо всем этом сразу будет доложено начальству.
- Сплетни и слухи
Человек становится предметом для обсуждений. Фантазия агрессоров просто зашкаливает. Они распространяют о жертве грязные сплетни, причем очень часто эти не совсем добрые сказки выходят далеко за рамки приличия.
- Полный игнор
Привычки поведения коллег оставляют желать лучшего. Они просто не замечают одного из сотрудников — прекращают разговор при его приближении, игнорируют вопросы, не здороваются и не прощаются, не зовут на общие мероприятия.
- Секреты
Жертве не сообщают важную производственную информацию, или озвучивают заведомо ложную. Такие плохие привычкиколлег явно не способствуют успехам в работе жертвы и продвижению ее по карьерной лестнице.
- Насмешки
Один из коллег становится любимым объектом для шуток и открытого высмеивания. О нем сочиняют анекдоты и мемы, «поддевают» как в своем «дружном» коллективе, так и в присутствии начальства и важных клиентов.
- Порча имущества
Коллеги украдкой, а иногда и не прячась, портят личные вещи жертвы или предметы, за которые она несет ответственность.
Общение в коллективе: откуда берутся плохие привычки?
Плохие привычки в коллективе могут появиться в силу разных причин. Самые распространенные из них:
- Зависть
Если в коллектив приходит новый, более успешный сотрудник, быстро продвигающийся по карьерной лестнице или счастливый в личной жизни, то вполне возможно, что найдутся люди, которым не по душе такие привычки поведения. А если таких человек в коллективе несколько, то групповой прессинг обеспечен.
Жертвой становится человек, довольный собой и своей жизнью, который любит выставлять собственные успехи и не против иногда поучить коллег.
- Скука
Плохие привычки общения в коллективе могут появиться из-за банальной скуки. Например, когда компания переживает кризис, и работы практически нет. Сотрудникам некуда девать энергию и время, вот они и начинают изводить одного из них, с удовольствием отравляя человеку жизнь.
В этом случае жертва — слабая закомплексованная личность, неспособная за себя постоять.
- Лень
Некоторые рабочие коллективы похожи на стоячее болото, в котором никому ничего не нужно. Соответственно, если появляется человек, готовый нарушить принятые привычки поведения и «горы свернуть», его обязательно постараются как можно скорее выжить из коллектива.
Жертвой может стать полный энергии и свежих идей новичок, собирающийся работать на результат, а не вести спокойную жизнь «от звонка до звонка».
- Конкуренция
Моббинг может стать отличным оружием в борьбе с конкурентом по карьерной лестнице или возмездием за нанесенные ранее обиды.
Жертвой в таком случае становится человек, занявший место, на которое претендовал другой коллега.
- Напряжение
Если работа связана с постоянным эмоциональным напряжением, сотрудникам иногда бывает нужна разрядка. Поэтому они на уровне подсознания выбирают «козла отпущения».
Жертвой, как правило, становится необщительный человек или «белая ворона» в коллективе.
Привычки, которые помогут избавиться от моббинга
Если общение с коллегами оставляет желать лучшего или, того хуже, человек становится жертвой моббинга, следует:
- Проанализировать причины травли
Иногда человек сам провоцирует подобные привычки поведения у коллег. Если это так, тогда стоит подумать о том, чтобы изменить некоторые свои привычки.
- Оценить степень моббинга и собственные возможности
Если нападки коллег достаточно безобидны, нужно попробовать не обращать на них внимания. Видя, что «жертва» не реагирует, коллеги оставят ее в покое. А еще лучше включить чувство юмора — высмеять как свои недостатки, так и проколы коллег. Но делать это нужно деликатно, не переходя на хамство и грубость.
Если прессинг до такой степени интенсивный, что забирает все моральные и физические силы, тогда лучше отказаться от привычки бороться с ним и искать другое рабочее место. Здоровье дороже всякой, даже самой престижной и высокооплачиваемой работы.
- Найти сторонников
При желании всегда есть возможность собрать компанию единомышленников и дать достойный ответ преследователям.
- Обезвредить лидера
У любого человека есть свои интересы. Можно узнать, что любит главарь преследователей и тоже проявить к этому определенный интерес. Понять его слабости и в подходящий момент протянуть руку помощи, проявить сочувствие. Возможно, так получится его обезвредить. А «свора», оставшись без «вожака» распадется сама собой.
- Перетянуть «шестерок» на свою сторону
Такой вариант тоже имеет право на жизнь. Нужно постараться наладить общение с другими сотрудниками по отдельности. В таком случае лидер останется один и, возможно, сам откажется от плохих привычек преследования.
Чтобы не стать мишенью, не следует:
- хвастаться удачным браком и достижениями на прошлой работе;
- отстраняться от коллег. Нужно стараться поддерживать правила, принятые в этом коллективе и соблюдать его традиции, не навязывая собственные. И при этом не забывать работать;
- сплетничать и унижать других — такие привычки вряд ли помогут заслужить доверие и уважение у коллег;
- обижаться — нужно проявлять сдержанность и не показывать обиду. Свои эмоции лучше оставить за дверью офиса;
- не заискивать и не прогибаться, не лебезить перед сотрудниками и начальством. Понимая и относясь с уважением к окружающим, человек тем самым говорит о том, что ожидает такого же уважения к себе, и другого отношения терпеть не намерен.