Психическое развитие детей с ЗПР отличается замедленными темпами созревания. Если говорить простыми словами, то психика детей с этим заболеванием не соответствует усредненным возрастным нормам. Однако ЗПР не является патологией, т.к. практически все отклонения, характерные для данного диагноза, могут быть откорректированы по мере взросления ребёнка.
Задержка психического развития делится на 4 типа, каждый из которых обусловлен разными причинами возникновения.
Типы происхождения ЗПР
- Конституциональный.
Заболевание данного типа проявляется в незрелости эмоционально-волевой сферы. В медицинской терминологии это отклонение носит название «психический инфантилизм». Поведение ребёнка, страдающего данным нарушением, не соответствует его возрасту. Ребёнок не умеет концентрировать внимание, не может управлять своими эмоциями, боится оставаться в одиночестве, не способен к принятию самостоятельных решений и т.д. Чаще всего данный тип ЗПР диагностируется после начала обучения в школе.
- Соматогенный.
Психическое развитие детей с ЗПР соматогенного происхождения отличается слабой эмоциональностью, замедленной быстротой реакции и низкой познавательной активностью. Медики склонны считать, что причина отклонений проявляется в частой болезненности малыша. Физическая недоразвитость и ослабленный иммунитет препятствуют полноценному развитию ребёнка, что отражается на уровне его психического созревания.
- Психогенный.
Этот вид нарушений обусловлен неблагоприятными социальными условиями, а именно — педагогической запущенностью. Физиология ребёнка с данным типом ЗПР соответствует нормам, однако его психика отличается возрастной незрелостью по причине отсутствия должного внимания со стороны взрослых. Как правило, нарушения проявляются в виде низких коммуникативных, речевых, познавательных и интеллектуальных навыках.
- Церебрально-органический.
ЗПР данного типа возникает из-за органического нарушения нервной системы ребёнка, которое может быть спровоцировано родовой травмой, нейроинфекцией, недоношенностью и т.д. Заболевание протекает на фоне минимальной мозговой дисфункции, что выражается в низком интеллектуальном развитии, эмоциональной нестабильности, речевой неразвитости и т.д.
Коррекция ЗПР
Психическое развитие детей с ЗПР практически во всех случаях успешно поддается корректировке. В первую очередь педагоги и психологи стремятся повысить познавательную активность ребёнка, привить ему коммуникативные навыки и интерес к учебно-игровой деятельности.
Для более успешного устранения психической незрелости обучать детей с ЗПР рекомендуется в специализированных школах или коррекционных классах, т.к. в этих учреждениях учебный материал подается дозированно и наглядно.