Психолог в ДОУ, дошкольном образовательном учреждении или детском саду занимает серьёзное место в процессе воспитания детей, поскольку работа его направлена на всестороннее развитие детей, а также создание благоприятной атмосферы в учреждении. Такой специалист помогает педагогам и родителям лучше понять поведение дошкольников и задать правильный вектор их развития.
Чем занимается психолог в ДОУ
Порой в детский сад поступают дети с некоторым отставанием в социальном, эмоциональном, когнитивном и физическом развитии, что можно значительно уменьшить или вовсе устранить за счёт раннего выявления и внимания к потребностям ребёнка и семьи. Этим и занимается психолог: чем раньше будет выявлена проблема, тем успешнее удастся с ней справиться.
Так, исследователи в Американской академии педиатрии отметили, что сильная связь между социально-эмоциональным развитием и последующими успехами в жизни указывают на необходимость применения на раннем этапе различных методов для коррекции развития и решения поведенческих проблем.
Функции психолога в ДОУ:
- выявляет посредством диагностики уровень развития и социализации детей, их эмоциональное, физическое и психическое состояние;
- определяет возможные трудности в эмоциональном, познавательном и личностном развитии малыша и пути решения с учетом индивидуальных особенностей ребёнка и его бэкграунда (уровень благополучия в семье и окружении);
- разрабатывает развивающие коррекционные программы, отслеживает динамику развития детей, готовит к обучению в школе;
- работает в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом, обучает их методам успешного взаимодействия с детьми и ведет просветительскую работу.
В целом деятельность психолога нацелена на то, чтобы обеспечить психологическое сопровождение детей, выявить возможные проблемы в их развитии и помочь им справиться с психоэмоциональными, познавательными и коммуникативными трудностями.
С какими вопросами обратиться к психологу в ДОУ
Психолог в детских учреждениях работает не только с детьми, но также и с их семьями, поэтому родители могут проконсультироваться со специалистом, если их беспокоит поведение ребёнка или задержки в его психоэмоциональном развитии.
Например, если дошкольник демонстрирует такие признаки, как агрессия, замкнутость или тревожность, то психолог разработает индивидуальную программу для коррекции поведения. Кроме того, с психологом в ДОУ можно побеседовать по вопросу обучения ребёнка, в том числе и в школе — на какое направление готовности к школе сделать упор, какие учебные навыки лучше всего развивать, и т. д.
Важно отметить, что психолог не ставит диагнозы и не выписывает медицинские препараты. Его задача — проведение диагностики, выявление проблем и разработка рекомендательных программ для устранения трудностей.
Таким образом, если дошкольное образовательное учреждение создает развивающую среду для детей и служит своего рода трамплином для последующего обучения в школе, то психолог отвечает за эмоциональное, психическое и физическое благополучие подрастающего поколения.
Использованы фотоматериалы Unsplash