Каждый этап роста и развития ребёнка сопровождается особенностью психологического созревания и становления личности. У ребёнка развиваются мыслительные процессы: образное мышление, характерное для детей, все больше заменяется абстрактным. Достаточно переломный момент происходит в подростковом возрасте. Недаром в народе этот возраст называется трудным возрастом.
Психологическое развитие в подростковом возрасте
Подросткам свойственно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность , настойчивость сочетаются с импульсивным характером, либо меняются на ранимость и апатию. Подросткам часто характерна смена настроения, особенно это касается женского пола. Именно в этом возрасте наиболее активируются такие качества:
- романтизм,
- наивность,
- мечтательность,
- возвышенность,
- цинизм и т.д.
Именно в этом возрасте учащаются случаи походов к врачам и консультации с психологами, психотерапевтами. Психологи и врачи считают данный возраст кризисным для ребёнка. Дети становятся:
- непослушными,
- капризными,
- раздражительными,
- часто формируются конфликтные ситуации в семье и в образовательных учреждениях.
Неблагоприятный психологический фон в семье создает предпосылки для нарушения психического здоровья ребёнка. Одним из факторов психического расстройства является требовательность родителей к знаниям и сверхценность отметок по школьной успеваемости, нагрузка ребёнка дополнительными кружками, занятиями и соревнованиями. К умственной работе добавляются и спортивные занятия, что не приводит к одинаковой успеваемости.
Благоприятные факторы
Немаловажным звеном для психического здоровья ребёнка является характер его взаимоотношений со сверстниками. Школьникам обычно присуще:
- повышенное стремление к общению,
- активно тянутся друг к другу,
- активно обмениваются различной информацией,
- часто проводят вместе время.
В какой-то мере они становятся боле авторитетными, чем родители. Особенно это касается детей, в семье которых очень частые конфликтные ситуации, бракоразводный процесс, бытовое пьянство и алкоголизм.
Родителям в данный период необходимо быть более активными, уделять своему ребёнку время, общаться с ним и вовремя уследить тревожный момент в поведении ребёнка. Поэтому благоприятная обстановка в семье, общение с каждым родителем, внедрение в проблемы ребёнка и правильная расстановка приоритетов способствуют решению проблем. В иных случаях необходимо получить консультацию специалистов.