Наверное, нет такого человека, который не мечтал бы о повышении зарплаты. Но стоит ли заводить разговор с руководством или лучше не рисковать? Ведь общение на такую тему может привести к тому, что вообще без работы останешься.
Отношения с руководством: с чего начать деловое общение?
Мысли человека о том, что его труд стоит гораздо больше, чем его оценивает работодатель, могут негативно отразиться на психологическом состоянии. Мало того, что это мешает нормально работать, так еще и существенно снижает самооценку. К сожалению, не все знают, как вести себя в такой ситуации. С одной стороны, если не затрагивать эту тему, руководство сочтет, что работника все устраивает. Поэтому зачем платить больше? А с другой — общение с работодателем на тему повышения зарплаты может привести к непредсказуемым последствиям, например — увольнению. Как выбрать правильную стратегию?
Для начала немного арифметики. Чтобы понять, имеет ли смысл рисковать и говорить о повышении труда, нужно изучить рынок труда и установить, сколько платят специалистам того или иного уровня. Решились на деловое общение? Тогда нужно тщательно к нему подготовиться. Какой бы ни была зарплата, денег всегда не будет хватать. Это всем известно. Поэтому начинать деловое общение со списка расходов нецелесообразно. Вместо этого человек должен четко и ясно объяснить, на каком основании он просит повышения зарплаты и предложить возможные варианты решения проблемы. Чтобы общение не было голословным, следует предварительно:
Составить весь перечень выполняемых работ. Если имеют место случаи переработки, это нужно указать. Следует позаботиться о том, чтобы все перечисленные факты можно было легко проверить. Работодатель должен понять, как часто его подчиненному приходится выходить за рамки своих должностных обязанностей. Можно также подсчитать, сколько организация экономит на оплате услуг других специалистов (переводчика, бухгалтера и так далее) обязанности которых выполняет один человек благодаря своим незаурядным деловым качествам.
Постараться найти информацию о вашем личном вкладе в улучшение позиций организации. Например — увеличение продаж, освоение новых рынков.
Соблюдать правила общения и договориться о встрече заблаговременно. Разговор «на бегу» вряд ли можно назвать конструктивным. Если руководитель спешит или думает о своем, ему сложно принять важное решение. Хотя известны случаи, когда сотрудники, пользуясь хорошим расположением духа шефа, довольно легко «выбивали» себе повышение зарплаты. Но это уж как повезет.
Общение без лишних эмоций: как говорить о зарплате?
Собираясь обратиться с просьбой к начальству, нужно выбрать подходящий день. Например, это может быть победа в профессиональном конкурсе, удачное завершение сделки или круглая дата (к примеру, десять лет работы на одном месте). Это может дать дополнительные привилегии. Ведь победителей не судят.
Собираясь на прием к руководителю компании, не помешает заручиться поддержкой своего непосредственного начальника — финансового директора, главного бухгалтера и так далее. В небольших организациях правила общения немного иные. Здесь лучше не посвящать в свои планы коллег и обращаться к начальству напрямую. Во-первых, это поможет избежать зависти других сотрудников, а во-вторых, только этот человек может решить финансовый вопрос.
Вести себя корректно. Ни при каких обстоятельствах нельзя обвинять начальство в бездушии и желании нажиться на чужом труде. Никаких эмоций, взываний к жалости и призывов к справедливости. Но и излишняя скромность не поможет решить вопрос собственного благосостояния. Во всяком случае, не милостыню же человек просит, а достойной оплаты своего труда.
Беседа с шефом должна иметь формат делового общения. Рекомендуется сосредоточиться на том, что рабочие навыки — это товар. И основная задача сотрудника — объяснить, в чем его уникальность и почему он не может оплачиваться «со скидкой». Только не стоит рассчитывать на большое повышение зарплаты. Как правило, оно редко составляет более пятнадцати процентов.
Можно упомянуть в процессе общения о том, насколько востребованы специалисты этого направления на рынке труда и как оплачивается подобный труд в конкурирующих компаниях. Только не следует шантажировать руководство своим уходом в случае отказа. Вероятнее всего, шеф сам сможет сделать правильные выводы из осведомленности сотрудника о наличии вакансий в других компаниях.
Не следует требовать немедленного решения вопроса, если шеф не является хозяином предприятия. Даже если он готов пойти навстречу своему сотруднику, ему все равно придется согласовать собственные действия с высшим руководством.
Если общение с руководителем не принесло желаемого результата и он не согласился повысить зарплату, следует предложить внести изменения в рабочий процесс. Например, снять часть должностных обязанностей или изменить график на более гибкий. В этом случае можно будет выделить время для подработки.
В случае отказа не стоит обижаться и тем более придумывать планы мести в виде прогулов, а также небрежного выполнения должностных обязанностей.
Правила общения: когда лучше воздержаться от разговора о зарплате?
Собираясь попросить руководство о повышении зарплаты, следует соблюдать некоторые правила общения. Не стоит это делать:
- Сразу по возвращении из отпуска, после новогодних праздников или больничного. Это может выглядеть как стремление получать деньги и не работать. Кроме того, подобные разговоры после праздников могут только испортить настроение шефу.
- После долгого и напряженного совещания, а также разговора, неприятного для шефа.
- В присутствии коллег. В такой ситуации начальник может отказать, чтобы не портить отношения с другими сотрудниками.
- Если в работе были допущены серьезные промахи, о которых начальство еще не забыло.
- Если организация переживает трудные времена. Когда компания на грани краха, лучший выход — не увольняясь, искать другую работу.